|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизельный кризис в марте станет новой реальностью для экономики ЕС Дизельный кризис в марте станет новой реальностью для экономики ЕСЭмбарго ЕС на отечественные нефтепродукты может привести к дизельному кризису в европейской экономике. Благодаря этому на старом континенте продолжит расти инфляция, есть также вопросы по способности танкерного флота обеспечить альтернативные поставки солярки с азиатского рынка, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов. ЕС зависит от российского дизеляИнформационное агентство Reuters оценило последствия грядущего эмбарго Евросоюза на российские нефтепродукты для европейской экономики. Данное решение станет реальностью 5 февраля 2023 года, а полностью оно будет реализовано в конце марта, одновременно на российское топливо будет введен потолок цен G20. Главные опасения у западных экспертов вызывает дизельное направление (кроме солярки РФ экспортирует много мазута), которое крайне важно для Евросоюза. Средний объем российского экспорта в страны ЕС в 2022 году составил 700 тысяч баррелей в сутки. В декабре доля России в европейском импорте солярки уменьшилась с 50% до 40%, но зависимость все равно осталась на чрезвычайно большом уровне. Европейцы увеличили импорт дизеля из НПЗ Китая и Индии, куда сегодня активно приходит отечественная нефть. Таким образом, и по нефтепереработке страны ЕС получили серьезную наценку вследствие антироссийских санкций. Основная проблема связана с логистикой: европейцам пришлось увеличить затраты на логистику, существуют проблемы с танкерами и с проходом через Суэцкий канал, нагрузка на который в ближайшее время значительно возрастет. Reuters надеется, что ситуацию изменит запуск новых НПЗ в Саудовской Аравии, Нигерии и Китае, но это произойдет не ранее, чем в конце начавшегося года. Российские нефтепродукты сохранят позиции«Нефтепродукты в структуре российского экспорта занимают второе место после нефти, поэтому очевидно, что разговор идет об огромных объемах дизеля, которые приходят на европейский рынок», - констатирует энергоэксперт Александр Перов. Скоро данные потоки сойдут на нет, в результате чего у западных экспертов возникнет вопрос: «как все это европейцы будут замещать?». «Существуют заявления со стороны арабов и других производителей нефтепродуктов о готовности заместить российские поставки на европейский рынок, но даже если им это в перспективе удастся, слом традиционных логистических цепочек обязательно приведет к экономическим проблемам», - заключает Перов. На европейском рынке в ближайшие месяцы вероятны локальные дефициты топлива, и непонятно, насколько долго ситуация будет приходить в норму. «Стабилизация обстановки в Европе потребует не менее нескольких месяцев, в которые возможны как дефицит, так и рост цен. Улучшение дел на европейском топливном рынке не стоит ожидать ранее лета, а вообще вся эта история подтверждает тезис, что не российская нефть, а российские нефтепродукты являются критичным видом импорта для рынка Евросоюза», - резюмирует Перов. Разрыв связей с Европой станет проблемой для российской нефтянки, но отечественное сырье никуда с мирового рынка не денется. «РФ перенаправит нефть и нефтепродукты в Азию, пусть и здесь существуют проблемы. Возникли вопросы со спросом у дружественных стран, скорее всего столько, сколько ЕС, они российского топлива не съедят», - констатирует Перов. Ситуация со спросом и предложением в мире от двух эмбарго ЕС мало изменится – РФ потеряет часть сверхдоходов и снизит объемы экспорта, в результате чего в российской экономике начнутся изменения с целью отказа от нефтяной иглы. Однако европейские потери будут еще больше – эти санкции увеличивают цены на топливо в ЕС, которые разгоняют инфляцию и повышают госрасходы на коррекцию издержек. Деградация европейской экономики продолжитсяЭнергетический кризис в 2022 году стоил Евросоюзу порядка 2 трлн долларов, а в 2023 году этот ущерб продолжит расти, причем главная проблема не в сиюминутных потерях, а в том, что топливо в европейских странах больше никогда не будет стоит дешево. Все это ведет к снижению конкурентоспособности европейской экономики, которая и до 2022 года если и росла, то в финансовом, а не в производственном плане. «Без дизеля европейцы не останутся, хотя есть вопросы, хватит ли им танкеров для перевозки топлива от азиатских НПЗ. Непонятно, способен ли нефтеналивной флот ЕС перенастроиться под новую логистику», - заключает Перов. В Европе продолжит расти инфляция, на что ЕЦБ будет отвечать повышением ставки, которая будет давить как на внутренний спрос в ЕС, так и на мировые цены на сырье. Всемирный банк и МВФ утверждают, что значительного риска глобальной рецессии нет, но последствия антироссийской политики говорят об обратном – украинский кризис начал бить не только по европейской, но и по мировой экономике. Автор: Дмитрий Сикорский Источник: Экономика сегодня, 16.01.2023
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года«Газпром» на передовой экономических и политических битв с ЕвропойНефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживанияАрктические проекты в контексте энергетического разворота на востокВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|