Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правда и мифы о бензиновом кризисе

Правда и мифы о бензиновом кризисе

Перед майскими праздниками Россия столкнулась с дефицитом бензина. Парадокс, но в крупнейшей нефтяной державе мира подобные вещи случаются чуть не раз в два года. Что надо сделать, чтобы цена на бензин перестала расти как на дрожжах и чтобы на наших АЗС не появлялись таблички «Бензина нет»?

Миф 1. Если АЗС будут покупать нефть на бирже, бензин станет дешевле.

Не станет. Как признают участники рынка, объемы торгов на бирже – ничтожные, а цены – спекулятивные.

- Сегодня биржевые торги проходят практически на уровне розничных цен компаний Газпромнефть и Роснефть , - рассказал «Собеседнику» председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза (ММНС, объединяющий практически все независимые АЗС) Юрий Зуев. – В московском регионе разрыв свободных рыночных цен на высокооктановый бензин от заявленных компанией-производителем на столичном НПЗ составляет 4-5 тыс руб. за тонну. Подобная ситуация повторяется из года в год. И с каждым годом она лишь усугубляется. Она отрицательно влияет на интересы малого и среднего бизнеса.

Так, с осени 2010 года владельцем московского НПЗ стала Газпромнефть. В итоге именно именно эта компания и распределяет сегодня все производимые в регоине объемы нефтепродуктов. Огромные очереди на нефтебазах Мостранснефтепродукта являются результатом наличия там объемов только одной компании. Хочется отметить, что формирование цены сегодня происходит в одностроннем порядке от компании - единственного поставщика. И на день выдачи. Невзирая на достаточно низкую цену, продекларированную компанией Газпромнефть, именно отстуствие у нее необходимых для реализации объемов породило в Московском регионе рост цен на бензин. В других регионах ситуация развивается по тому же сценарию.

Миф 2. Если «отвязать» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от внутренних цен на бензин, то они перестанут расти.

Эксперты спорят по этому поводу, но все согласны в одном: нефть и все ее производные обложены такими огромными налогами, что с этим уже надо что-то делать.

- Налогообложение у нас так устроено, что чем выше цена нефти на мировом рынке, тем выше она и внутри страны, - говорит Юрий Зуев. – Но сегодня Минфин не собирается ничего менять в существующем порядке вещей. Между тем, если посмотреть на западные страны, то даже в тех из них, где нефть покупают, стоимость бензина всегда стабильна (максимум плюс-минус 7 евроцентов). У нас при этом никто не задумывается, почему у них на розничном рынке не ощущается влияние роста экспортной цены? В России же колебание как оптовых, так и розничных цен составляет от 10 до 30 % в течение года.

- Цена на бензин в нефтедобывающих странах сильно отличается, - уточняет руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. - В арабских странах, Венесуэле, Ливии бензин стоит копейки, а в Норвегии он дорогой. В странах с дешевым топливом, как правило, работает одна компания, полностью государственная, и разницу в цене компенсирует государство. Что не слишком рыночно. Но в США, которые нельзя упрекнуть в отсутствии рыночных механизмов, цена сейчас колеблется вокруг 30 рублей. Почему? А там очень много независимых нефтеперерабатывающих заводов. Они-то и обеспечивают конкуренцию на рынке, что позволяет не завышать цену.

Миф 3. Запрет на экспорт спасет ситуацию.

Не спасет. Речь идет о запрете только экспорта нефтепродуктов, а это всего 1 млн тонн бензина за последние 4 месяца. Для сравнения: за весь прошлый год за границу было продано 3 млн т, а всего произведено 36 млн т.

- Как только в феврале случился запрет на рост цен на бензин, так в ответ нефтяные компании увеличили экспортную отгрузку сырой нефти. Так что если что и нужно увеличивать- так это пошлину на сырую нефть. Но это сделать невозможно. Это уничтожит идею дальнейших разработок месторождений. А они нам необходимы - с этого года начинается падение объемов добычи, - Константин Симонов уверен, что решение проблемы дефицита и растущей цены на бензин лежит отнюдь не в плоскости «ручного управления» отраслью. Надо создавать как можно больше независимых нефтеперерабатывающих заводов (за все время с начала перестройки был построен лишь один НПЗ - в Нижнекамске, принадлежит Татнефти - авт.). Конкуренция должна быть на уровне поставки. Сейчас все НПЗ встроены в вертикаль нефтяных кампаний. А те, кто пытается построить независимые НПЗ, не понимают, где им брать нефть на переработку: «свободной» на рынке нет, вся уже заранее распределена и поделена...

От редакции: А пока проблему дефицита бензина решили просто: начал работу остановленный на профилактику завод в Рязани, отменили остановку столичного НПЗ… Все это, впрочем, не является гарантией, что через пару месяцев ситуация с дефицитом не повторится. А рост цен уже официально обещан не менее 5%. Эксперты прогнозируют все 10%...

Автор: Елена Скворцова

Источник: Собеседник, 11.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики