Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» нашли потребителя на «Пакистанском потоке»

«Газпрому» нашли потребителя на «Пакистанском потоке»

Россия продолжает выстраивать новые маршруты поставок газа — в Азию. И добралась до Пакистана, которому предлагают реализовать проект «Пакистанского потока» комплексно — с поставками газа. Российское топливо может пойти как через Иран и терминалы СПГ, так и по еще непостроенному газопроводу Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ).

«Пакистанский поток» важен двум странам, и реализация проекта должна быть комплексной — с учетом источника газа. Об этом пакистанской газете The News заявил министр энергетики России Николай Шульгинов. Глава Минэнерго дал интервью накануне заседания Российско-пакистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Исламабаде 18—20 января.

«Газопровод Север — Юг, который был переименован в „Пакистанский поток“, значим для России и Пакистана. Правительство Российской Федерации уделяет ему большое внимание. Но в то же время подход к реализации таких проектов должен быть комплексным, т. е. это же не только газопровод, но и источник газа для него. Мы сейчас как раз обсуждаем проект и с точки зрения транспортировки регазифицированного газа, и трубопроводного — из Ирана или приходящего по ТАПИ. Нужно тщательно изучить все варианты и прийти к наиболее прозрачному и экономически обоснованному. Думаю, уже в ближайшее время будет подготовлена дорожная карта по достижению договоренностей по данному проекту. В феврале прошлого года были финализированы соответствующие документы рабочими группами двух стран. Ну и, безусловно, этот вопрос будет подниматься на заседании межправительственной комиссии», — сказал Николай Шульгинов.

Изначально «Пакистанский поток» задумывался как проект, который российские компании только осуществят, и вопроса источника газа на повестке не было. По газопроводу мощностью до 12−16 млрд кубометров в год планируют подавать регазифицированный СПГ до самого севера Пакистана. Также газопровод будет готов принимать газ с еще не построенного газопровода Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ).

У проекта была проблема с подсанкционностью российских компаний, которые собирались участвовать в проекте. Поэтому его модель поменяли и доля российских компаний снизилась с 85 до 26%. В измененном соглашении говорится, что компанию «РТ — Глобальные ресурсы» и ее аффилированные структуры в соглашении заменят на компанию, номинированную компетентным органом российской стороны, которую учредят ФГУП «Центр эксплуатационных услуг» Минэнерго России, ООО «Евразийский трубопроводный консорциум» и ТМК.

После начала спецоперации на Украине поставки российского газа в Европу из-за санкций и контрсанкций резко снизились. Президент России сказал о необходимости переориентировать экспорт на Восток. И Пакистан — один из небогатых, но перспективных потребителей.

В 2020 году Пакистан потребил 47 млрд кубометров, из которых 10 млрд импортировал — в виде СПГ. По прогнозу Министерства планирования, развития и специальных инициатив, к 2030 году закупки за границей должны увеличиться вдвое — до 20 млрд кубометров.

При этом страна уже сейчас испытывает проблемы с источниками поставок. В прошлом году закупки СПГ снизились, так как итальянская Eni и Gunvor прекратили выполнять долгосрочные контракты, чтобы заработать на перепродаже СПГ на спотовом рынке в Европе.

Россия в ситуации с Пакистаном заинтересована в долгосрочных поставках. И больше всего — в перенаправлении трубопроводного газа из-за сокращения экспорта в Европу. Российские власти говорили пока о двух возможных маршрутах. Через Иран, который согласился получать по свопу 10 млрд кубометров российского топлива на севере страны и перенаправлять за границу добытые объемы на юге, где находятся месторождения Ирана. Второй — еще непостроенный газопровод Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ) мощностью 33 млрд кубометров.

Создание газового коридора в Азию — одна из причин, почему Москва хочет заключить технический газовый союз с Казахстаном и Узбекистаном на транзит топлива.

«Если говорить о более глубокой перспективе, то это экспорт газа в Афганистан, Пакистан: либо с использованием инфраструктурных проектов Средней Азии, либо свопом с территории Ирана. То есть мы будем получать их газ на юге страны, а в обмен поставлять газ на север для иранских потребителей», — сказал в конце декабря вице-премьер Александр Новак.

«Пакистан рассматривается как одна из опций развития нашего экспорта на новые рынки наряду с китайским направлением, турецким хабом и переработкой в СПГ или газохимическую продукцию», — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин считает, что для России достаточно интересным будет свопование объемов газа с Туркменией: это позволит Туркмении увеличивать сбыт в Европе, а России — поставлять газ по ТАПИ в Индию и Пакистан.

«В целом такое решение позволит России увеличить экспорт газа на 10−20 млрд кубометров, что позволит компенсировать часть потерь от ухода с европейского направления», — считает эксперт.

Как сообщал «Газпром», в 2022 году поставки трубопроводного газа в дальнее зарубежье составили 101 млрд кубометров — на 84 млрд кубометров меньше, чем годом ранее.

Сложность поставок российского газа в Пакистан состоит пока в отсутствии инфраструктуры, что делает их невозможными в ближайшие годы. С одной стороны, ранее Пакистан отказался от газопровода с Ираном из-за санкций США. С другой — строительство ТАПИ идет ни шатко ни валко из-за вопросов безопасности проекта на территории Афганистана. Насколько участие России позволит столкнуть проекты с мертвой точки, пока непонятно.

Источник: EADaily, 18.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики