Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Больше не партнеры. Европа и Азия вынуждены драться за газ и уголь

Больше не партнеры. Европа и Азия вынуждены драться за газ и уголь

Анализ взаимной зависимости рынков газа и угля представил Reuters. Материал посвящен, в первую очередь, перспективам европейского рынка. "Прайм" заинтересовался этим материалом и попробовал разобраться, что с ним не так.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО УГЛЯ

Достаточно содержательный анализ ситуации на рынках энергетического угля Европы и Азии и их взаимосвязи предложило своим читателям информационное агентство Reuters.

Опираясь на ряд общеизвестных для целевой аудитории фактов, касающихся взаимозависимости рынков угля и газа, и некоторые наблюдения за текущей рыночной конъюнктурой, авторы материала сделали несколько значимых выводов.

По их мнению, существенное превышение фьючерсов на биржевой площадке ICE в Ньюкасле (Австралия) над фьючерсами API2 в Роттердаме (Нидерланды) означает, что в обозримой перспективе значительные объемы твердого топлива с высокой долей вероятности будут перенаправлены в Азию. Ведь порт Ньюкасл – крупнейший источник угля на азиатском рынке, а разница между двумя ценовыми индикаторами, по замечанию Reuters, превысила уже 200 долларов, что превосходит типичные расхождения в разы. Обильные поставки в азиатские страны, в свою очередь, приведут к резкому удешевлению фьючерсов в Ньюкасле. Но в "более долгосрочной перспективе" в условиях курса Европы на отказ от энергоносителей из России увеличение поставок угля в другие регионы (по сути – в Азию) будет серьезной проблемой для европейского рынка.

Впрочем, перспективы всего мирового угольного рынка в 2023 году сильно зависят от спроса в Европе, убеждены авторы.

ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ

Эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Дмитрий Пучкарев отмечает, что корреляция между рынками угля и природного газа, являющихся, по сути, взаимозаменяемыми или товарами-субститутами, может временно ослабевать. Это наглядно показал опыт предыдущих лет, когда существовал тренд на использование более экологичного топлива. "Но в 2022 году экология отошла на второй план", – констатирует специалист. Он напоминает: когда цены на газ в 2021-2022 годах выросли в разы, Евросоюз начал увеличивать потребление угля, что стало для европейских потребителей гораздо более выгодным вариантом.

На основании анализа, который представило Reuters, Пучкарев делает вывод, что разница между ценами на уголь в Европе и в Азии должна постепенно уменьшиться. Однако он не убежден, что существенные объемы угля из Европы будут непременно перенаправлены в Азиатско-Тихоокеанский регион. Эксперт допускает, что европейские запасы, вполне возможно, будут наращиваться для усиления энергобезопасности. При этом конъюнктура угольного рынка в АТР, по мнению Пучкарева, может поддерживаться ожиданиями оживления экономики Китая после смягчения "ковидных" ограничений. То есть сокращение разницы в ценах в Европе и Азии – "схлопывание спреда" – может занять больше времени, чем обычно.

При этом нет никаких гарантий, что разница изменится в пользу европейских потребителей.

Аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксана Лукичева объясняет, что сильная корреляция европейских рынков газа и угля обусловлена простотой технологии "переключения" электростанций между этими двумя видами топлива. "Кроме того, существует регуляторная настройка через квотирование выбросов, которая поощряет использование газа вместо угля в выработке электроэнергии, – уточняет эксперт. – Выбор топлива в первую очередь обусловлен экономикой – модель перехода с газа на уголь, "coal switching price", предполагает, что при снижении цен на газ к уровню 30-50 евро за мегаватт-час произойдет существенный переход на использование газа".

Лукичева не исключает, что в случае сохранения в Европе до конца зимы сравнительно теплой погоды и низких темпов потребления данный уровень цен в регионе может быть достигнут к апрелю 2023 года.

Вопрос – насколько устойчивыми окажутся такие цены.

"Было бы странно, если бы взаимосвязь этих двух рынков не наблюдалась, – соглашается заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. – А в реалиях текущего энергетического кризиса эта взаимозависимость лишь обостряется, и проявляться она в полной мере стала уже летом 2021 года, когда из-за цен на газ стал увеличиваться объем угольной генерации".

При этом эксперт замечает, что авторы Reuters на самом деле проигнорировали ситуацию на угольном рынке Азии. И прежде всего – факторы, связанные с активностью Китая. "В тексте говорится, что трейдеры очень обрадованы отмене "ковидных" ограничений, и сейчас в Китае начнут наращивать закупки, – комментирует специалист. – Но данные соображения выглядят несколько сомнительно, потому что Китай наращивал производство и потребление угля с осени 2021 года как раз для того, чтобы заместить газ. То есть перспектива поставок угля на китайском направлении связана не только со снятием ограничений, которые, конечно, выглядят как большой плюс, но и связаны с тем, что уголь использовался как заместитель газа".

Забавно, по мнению Фролова, выглядят приведенные в материале средние цены. "Почему не упоминаются эти пики, которые рынок прошел еще в 2021 году? – задается вопросом специалист. – Чтобы создать впечатление, что все проблемы Европы связаны исключительно с ситуацией на Украине".

Но в Европе не отказались от планов сокращения угольной генерации и от развития планов по замещению ее газовой, настаивает специалист. "И если эти планы действительно будут реализованы, скажем, к 2030 году, как это ожидается в многих странах Евросоюза, то естественным образом произойдет разрыв взаимосвязи между рынком угля и газа. Просто потому, что потребления угля в Европе будет минимизировано, либо вообще сойдет на нет".

Дополнительный риск для Европы создан ею самой в результате присоединения к рестрикциям против Российской Федерации, которая была основным поставщиком угля в Евросоюз, уверен Фролов. Однако в ближайшей перспективе, пока сохраняются условия мирового энергетического кризиса, отказ от угля представляется маловероятным, резюмирует он.

МИР МЕНЯЕТСЯ

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов приходит к выводу, что в нынешней реальности смотреть в будущее и пытаться понять уровень цен и спроса на газ через ситуацию с углем довольно сложно. "Потому что весь энергетический мир поставлен "на уши", – говорит он. – Происходит абсолютная "переделка" товарных потоков. Я думаю, что правильнее сделать вывод о регионализации поставок энергоносителей".

По словам эксперта, Reuters по-прежнему "живет в иллюзиях взаимозаполняемого глобального энергетического рынка", где Европа "страхует" Азию по газу, по углю, где уголь и газ – взаимозаменяемые товары".

"Но мы же понимаем, что и логистические потоки меняются, и в этом плане объем перенаправляемых между регионами товаров может сокращаться, – рассуждает Симонов. – Влияние оказывает удаление России с европейского рынка. И по углю, и по газу. И это приводит тоже к изменению логистической цепочки поставок".

Однако принципиальным эксперт считает тот факт, что еще в 2021 году агентство Reuters наряду с агентством Bloomberg фактически участвовали в организации "коллективного убийства" угля. "Я имею ввиду саммит по климату в Глазго, который должен был зафиксировать всеобщий отказ человечества от угля, – напоминает он. – Этого не произошло, в дело вмешались Индия, Китай и другие крупные потребители и производители угля одновременно. Тем не менее сейчас агентство Reuters рассуждает на тему взаимозаменяемости угля. И сейчас хрестоматийные истории обсуждают – рост добычи "грязного" бурого угля в Германии, например. Девочку Грету [Тунберг, всемирно известную экоактивистку] арестовывают на пикете добычу угля в Германии. А добыча-то ведется, и девочку Грету с "нобелевской" трибуны отправляют в каталажку. Что с этим делать? Как агентство Reuters нам объяснит эти метаморфозы? Поэтому здесь главный вопрос в том, что западные страны пытаются управлять энергетической повесткой в зависимости от своих интересов. Когда им кажется, что надо уголь "давить", они организуют ритуальные собрания, где пытаются принять общие декларации по отказу от угля из-за климатических норм. Когда им газ срочно оказался нужен из-за того, что они затеяли удаление России с европейского газового рынка, они обо всем забывают и пишут такие "аналитические" статьи на экономическую тему, рассуждая на темы, что это товары-субституты. В 2021 году им казалось, что уголь надо "убить", а теперь вдруг экономика "вылезла".

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 20.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики