Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На сегодняшний день Россию очень активно проверяют «на слабо»

На сегодняшний день Россию очень активно проверяют «на слабо»

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Если Туркмения получит возможность поставлять газ в Европу, это серьезно ухудшит наши позиции на европейском рынке. Это так же очевидно, как и то, что проект АГРИ – это полная туфта. Он сегодня не имеет никакого экономического смысла. Проект «Набукко» тоже не имеет никакого смысла без туркменского газа. АГРИ – это откровенная пугалка Азербайджана, который пытается изобразить, что на его газ есть много претендентов. АГРИ предполагает поставки сжиженного или сжатого газа, но сжиженный газ на такие расстояния поставлять бессмысленно, а сжатый газ никто в мире экономически выгодно транспортировать еще не научился. Поэтому я абсолютно убежден, что первый проект если и будет по поставкам сжатого газа, то уж точно не из Азербайджана. Очень сложно представить местных газовиков, которые смогут реализовать этот проект. Но даже если и будет в этом вопросе прогресс, то навряд ли эти технологии будут отрабатывать в Черном море.

Вопрос с Туркменией вот чем еще интересен. Предполагается строительство Туркменией и Азербайджаном газопровода по дну Каспийского моря. Этот проект открыто продвигается США, и не раз было озвучено, что строительство газопровода из Туркмении в Азербайджан является делом двух государств. Естественно, Вашингтон этот проект поддерживает, как, впрочем, и все антироссийские проекты на Каспии. Это ни для кого не секрет. Но тут есть принципиальный момент, который заключается в том, что на сегодняшний день Россию очень активно проверяют, образно говоря, «на слабо»: запускаются откровенно провокационные исследования, доклады, высказывания, и отслеживается реакция России.

Но если мы юридически посмотрим на проблемы транскаспийского газопровода, то Туркмения сегодня не имеет права строить эту трубу, потому что по нормам международного права Каспийское море является внутренним морем, и все проблемы строительства подводной инфраструктуры должны решаться путем консенсуса пяти государств. Таким образом, без согласия России строить этот газопровод по норме международного права нельзя. Как нельзя и десант высаживать в другом государстве или террориста в прямом эфире убивать, причем неважно №1 он или №121. То есть получается, что с одной стороны есть нормы международного права, а с другой – желание построить эту трубу.

И я вижу, как в этом году число таких провокативных заключений растет, как снежный ком. Проведены были исследования в Оксфорде, в ходе которых юристы изучили международное право и обнаружили, что никакого согласия России не требуется. Это все было заявлено на мероприятиях, которые проходят и в Туркмении, и в Азербайджане почти что каждую неделю, где выступают представители каких-то компаний или Европейской комиссии. Я считаю, что Россия в этом вопросе занимает изумительно пассивную позицию. Да, юридически правда на нашей стороне, но это не значит, что можно так просто не обращать внимания на то количество откровенно провокативных суждений, которые мы наблюдаем. Меня это изумляет.

С другой стороны, зная наш МИД, который, как мне кажется, вообще не способен российские интересы отстаивать, тут удивляться ничему не приходится. Но проблема того, что Россия не заявляет четко своей позиции по Каспию, существует совершенно очевидно. Надеяться на то, что все прислушаются к норме международного права, не приходится. Позиция наша должна заявляться более активно и агрессивно.

Сегодня Туркмения сама боится начать строительство этой трубы, так как оно может привести к серьезному, в том числе и военному, конфликту на Каспии. И сегодня Соединенные Штаты и Брюссель не могут дать Туркмении 100-процентной гарантии того, что они ее будут прикрывать, если дойдет дело до военного столкновения между Россией и Туркменией. Я бы этот сценарий со счетов тоже не сбрасывал, как бы безумно он ни выглядел.

Кроме того, есть еще интересный момент с Китаем, который входит в тройку крупнейших потребителей туркменского газа наравне с Россией и Ираном. Туркмения всегда мечтала о диверсификации своих поставок, чтобы избавиться от России как монопокупателя. Получилось – избавилась – и поставляет еще газ и Китаю. Но теперь Туркмения поняла, какие железные пальцы взяли ее за горло, потому что Китай прессует ее и по цене, и по условиям кредитов. Туркмены хватаются за голову, но выбраться из-под этого катка у них никаких шансов нет. Однако в вопросе строительства газопровода в Китай сможет сыграть нам на руку, так как Китаю транскаспийский трубопровод тоже не нужен. Зачем ему давать возможность Туркмении поставлять ее газ через Азербайджан в Европу?! Поэтому Китай, хоть и не выходит напрямую на Каспийское море, тоже будет категорически против этого трубопровода. Туркмения при этом попадает в ситуацию по пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть. То есть Туркмения уже попала в лапы китайскому коту, и он ее съест. Это вопрос времени. Мы, будем откровенны, тоже теряем Туркмению, но к счастью для нас, Туркмению съест не Европа и не Соединенные Штаты, а Китай.

Что касается России, то, считая, что на нашей стороне международное право и усиление Китая в этом регионе, наши властные структуры и Министерство иностранных дел занимают на удивление пассивную позицию, в то время как нас активно провоцируют. Где наш спецпредставитель по Каспию? Где работа наших ведомств по этому вопросу? Прежде всего, МИД, который занимается внешней политикой? Нет ответа. Это меня пугает и изумляет. Ведь ситуация нуждается в немедленном исправлении, на мой взгляд.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 13.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики