Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На сегодняшний день Россию очень активно проверяют «на слабо»

На сегодняшний день Россию очень активно проверяют «на слабо»

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Если Туркмения получит возможность поставлять газ в Европу, это серьезно ухудшит наши позиции на европейском рынке. Это так же очевидно, как и то, что проект АГРИ – это полная туфта. Он сегодня не имеет никакого экономического смысла. Проект «Набукко» тоже не имеет никакого смысла без туркменского газа. АГРИ – это откровенная пугалка Азербайджана, который пытается изобразить, что на его газ есть много претендентов. АГРИ предполагает поставки сжиженного или сжатого газа, но сжиженный газ на такие расстояния поставлять бессмысленно, а сжатый газ никто в мире экономически выгодно транспортировать еще не научился. Поэтому я абсолютно убежден, что первый проект если и будет по поставкам сжатого газа, то уж точно не из Азербайджана. Очень сложно представить местных газовиков, которые смогут реализовать этот проект. Но даже если и будет в этом вопросе прогресс, то навряд ли эти технологии будут отрабатывать в Черном море.

Вопрос с Туркменией вот чем еще интересен. Предполагается строительство Туркменией и Азербайджаном газопровода по дну Каспийского моря. Этот проект открыто продвигается США, и не раз было озвучено, что строительство газопровода из Туркмении в Азербайджан является делом двух государств. Естественно, Вашингтон этот проект поддерживает, как, впрочем, и все антироссийские проекты на Каспии. Это ни для кого не секрет. Но тут есть принципиальный момент, который заключается в том, что на сегодняшний день Россию очень активно проверяют, образно говоря, «на слабо»: запускаются откровенно провокационные исследования, доклады, высказывания, и отслеживается реакция России.

Но если мы юридически посмотрим на проблемы транскаспийского газопровода, то Туркмения сегодня не имеет права строить эту трубу, потому что по нормам международного права Каспийское море является внутренним морем, и все проблемы строительства подводной инфраструктуры должны решаться путем консенсуса пяти государств. Таким образом, без согласия России строить этот газопровод по норме международного права нельзя. Как нельзя и десант высаживать в другом государстве или террориста в прямом эфире убивать, причем неважно №1 он или №121. То есть получается, что с одной стороны есть нормы международного права, а с другой – желание построить эту трубу.

И я вижу, как в этом году число таких провокативных заключений растет, как снежный ком. Проведены были исследования в Оксфорде, в ходе которых юристы изучили международное право и обнаружили, что никакого согласия России не требуется. Это все было заявлено на мероприятиях, которые проходят и в Туркмении, и в Азербайджане почти что каждую неделю, где выступают представители каких-то компаний или Европейской комиссии. Я считаю, что Россия в этом вопросе занимает изумительно пассивную позицию. Да, юридически правда на нашей стороне, но это не значит, что можно так просто не обращать внимания на то количество откровенно провокативных суждений, которые мы наблюдаем. Меня это изумляет.

С другой стороны, зная наш МИД, который, как мне кажется, вообще не способен российские интересы отстаивать, тут удивляться ничему не приходится. Но проблема того, что Россия не заявляет четко своей позиции по Каспию, существует совершенно очевидно. Надеяться на то, что все прислушаются к норме международного права, не приходится. Позиция наша должна заявляться более активно и агрессивно.

Сегодня Туркмения сама боится начать строительство этой трубы, так как оно может привести к серьезному, в том числе и военному, конфликту на Каспии. И сегодня Соединенные Штаты и Брюссель не могут дать Туркмении 100-процентной гарантии того, что они ее будут прикрывать, если дойдет дело до военного столкновения между Россией и Туркменией. Я бы этот сценарий со счетов тоже не сбрасывал, как бы безумно он ни выглядел.

Кроме того, есть еще интересный момент с Китаем, который входит в тройку крупнейших потребителей туркменского газа наравне с Россией и Ираном. Туркмения всегда мечтала о диверсификации своих поставок, чтобы избавиться от России как монопокупателя. Получилось – избавилась – и поставляет еще газ и Китаю. Но теперь Туркмения поняла, какие железные пальцы взяли ее за горло, потому что Китай прессует ее и по цене, и по условиям кредитов. Туркмены хватаются за голову, но выбраться из-под этого катка у них никаких шансов нет. Однако в вопросе строительства газопровода в Китай сможет сыграть нам на руку, так как Китаю транскаспийский трубопровод тоже не нужен. Зачем ему давать возможность Туркмении поставлять ее газ через Азербайджан в Европу?! Поэтому Китай, хоть и не выходит напрямую на Каспийское море, тоже будет категорически против этого трубопровода. Туркмения при этом попадает в ситуацию по пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть. То есть Туркмения уже попала в лапы китайскому коту, и он ее съест. Это вопрос времени. Мы, будем откровенны, тоже теряем Туркмению, но к счастью для нас, Туркмению съест не Европа и не Соединенные Штаты, а Китай.

Что касается России, то, считая, что на нашей стороне международное право и усиление Китая в этом регионе, наши властные структуры и Министерство иностранных дел занимают на удивление пассивную позицию, в то время как нас активно провоцируют. Где наш спецпредставитель по Каспию? Где работа наших ведомств по этому вопросу? Прежде всего, МИД, который занимается внешней политикой? Нет ответа. Это меня пугает и изумляет. Ведь ситуация нуждается в немедленном исправлении, на мой взгляд.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 13.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики