Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому топливу нашли путь на Украину

Российскому топливу нашли путь на Украину

Один из турецких портов может быть крупным хабом по реэкспорту российских нефтепродуктов на Украину. За месяц оттуда доставили в порты на Дунае более 12% объемов топлива, которые в среднем импортировала Украина в прошлом году. Эксперты считают, что и до трети импортного автогаза имеет российские корни.

В канун введения запрета на импорт российских нефтепродуктов в ЕС их поставки в Турцию растут. В то же время и экспорт топлива из Турции на Украину держится на высоком уровне.

Так, по данным навигационных порталов Vesselfinder и Marinetraffic, с конца декабря не менее 9 танкеров загрузились нефтепродуктами в порту Мармара Ереглиси на берегу Мраморного моря и доставили грузы в дунайские порты Рени и Измаил и Одессу. Еще два судна только держат курс на украинские порты. Очевидно, речь идет о дизельном топливе, которое активно используют и ВСУ. За месяц танкеры доставят в украинские порты не менее 70 тыс. тонн топлива.

По данным украинской таможни, за первые десять месяцев 2022 года в страну импортировали 5,8 млн тонн нефтепродуктов. Таким образом, поставки из Мармара Эреглиси могут составлять более 12% среднемесячных поставок. Судя по данным движения танкеров, турецкий порт — крупнейший источник топлива для Украины, которое доставляют морским путем.

Мармара Эреглиси при этом является и одной из крупнейших точек по приему российских нефтепродуктов. Только с 20 января на терминалах порта разгрузились пять танкеров.

Если Beks Blue, Yash, Asena пришли из Новороссийска, то Mariner III — из Тамани. А сегодня в Мармара Ереглиси разгружался Ice Victory из Высоцка в Балтийском море. Последний указывается в качестве перевозчика сырой нефти, но может перевозить и нефтепродукты. Все танкеры доставили из России не менее 220 тыс. тонн топлива.

Показательно, что все загружающиеся и разгружающиеся танкеры, кроме Asena, обслуживались на одном терминале — компании Opet. Оператор сообщает, что в Мармара Ереглиси находится одно из крупнейших хранилищ нефтепродуктов в Европе. Его мощность составляет 700 тыс. тонн. Оператор поясняет также, что терминал принимает и топливо, которое имеет транзитный статус.

По данным Vesselfinder, 24 января на терминале Мармара Ереглиси по-прежнему находились три танкера с топливом из России, а на рейде в ожидании загрузки стояли три судна, обслуживающие украинский маршрут.

Также танкеры с российскими нефтепродуктами разгружаются на рейде в Мраморном море, в портах Мерсин, Дертйол, откуда турецкие суда также ходят на Украину. Однако их объемы несравнимы с Мармара Ереглиси.

Вполне возможно, что турецкие компании перепродают российские нефтепродукты украинским трейдерам с высокой маржой и, по сути, снимают сливки в сложившейся ситуации. Очевидно, что действующий канал реэкспорта может сохраниться и даже расшириться после 5 февраля, когда страны ЕС введут запрет на импорт нефтепродуктов из России, если европейские компании не смогут найти достаточную компенсацию объемов у альтернативных поставщиков.

В течение полугода Украина увеличила импорт горючего в 12 раз — с 58,8 тыс. тонн бензина, дизельного топлива и сжиженного газа в марте до 709,5 тыс. тонн в августе, сообщала пресс-служба Минэкономики.

Еще выше импорта дизельного топлива может быть объем экспорта российского сжиженного углеводородного газа (СУГ), известного как автогаз. Аналитик украинской консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн оценивает, что до трети импорта может быть из России. В одной из соцсетей он пишет, что автогаз идет из Литвы, Латвии, Польши, Румынии, Болгарии и других стран, в то время как Литва и Латвия не могут быть экспортерами этого топлива по определению.

«С поляками и румынами труднее, у них есть теоретическая возможность поставлять сюда европейский газ, а себе оставлять российский. Однако по непрямым признакам видим, что очень много именно российского ресурса идет на Украину оттуда, — продолжает Артем Куюн. — Если коротко, то пока российские нефтепродукты можно легально завозить в соседние страны, они будут просачиваться на Украину. А автогаз, похоже, еще не скоро попадет под запрет ЕС».

Эксперт отмечает, что на польской границе российский автогаз продают по $ 600 за тонну, тогда как европейский СУГ стоит $ 800. В Польше топливо из России занимает половину рынка и остановка поставок приведет к жесткому кризису, пояснил ситуацию аналитик консалтинговой группы «А-95».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что пока, до 5 февраля, Украина может получать российское дизельное топливо не только через Турцию, но и страны ЕС.

«Стоит ли вводить после 5 февраля ограничения к экспорту в Турцию — эта монета имеет две стороны. Мы можем попытаться через Турцию устроить дефицит топлива в Европе так, чтобы они старались думать только о себе. С другой стороны, нам самим сейчас нужны рынки сбыта для того, чтобы зарабатывать, — говорит эксперт. — Поэтому единого решения нет: или ты бьешь по собственной экономике и заодно — украинской, или ты продолжаешь зарабатывать, считая, что ограничения бессмысленны. Мы видим, какая колоссальная поддержка оказывается Украине, и если они наскребают танки для Украины, то, наверное, наберут и топливо. Таким образом, российское руководство может выбирать меньшее из зол».

Источник: EADaily, 24.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики