Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сотрудничество с Азербайджаном – шанс для России удержаться на европейском рынке»

«Сотрудничество с Азербайджаном – шанс для России удержаться на европейском рынке»

Российский рынок энергоресурсов подвергся самым, пожалуй, жестким санкциям за всю свою историю. Как адаптируется Россия к такой нелегкой ситуации? Почему ей сейчас стало выгодно сотрудничать в экономической сфере с Азербайджаном? Свои мысли об этом Caliber.Аz высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

- Что сейчас происходит с экспортом российских нефти и газа в условиях санкций?

- Вопрос глобальный, обширный. В целом мы видим такую картину: нефть и уголь легче перевозить, поэтому трансформация рынков сбыта в этой области происходила в 2022 году и происходит сейчас быстрее, чем в газовой сфере. России, ввиду санкций, пришлось почти целиком перекраивать географию поставок. В этом контексте можно сказать, что Москва меняется рынками сбыта с другими производителями энергоресурсов, поскольку начиная с 10 августа 2022 года активизирован запрет на поставки российского угля на европейские рынки, а с 5 декабря – запрет на доставку нефти морским транспортом в Европу. Поэтому на данный момент можно сказать, что пертурбация рынков произошла - почти полностью российские нефть и уголь уходят на азиатские рынки. Российская нефть еще поступает в Европу по нефтепроводу - в Венгрию, Чехию, Словакию и Сербию. Ну и всё, объемы тут весьма небольшие, с азиатским направлением не сравнить.

Другая серьезная проблема в том, что после введения эмбарго на российскую нефть с 5 декабря одновременно заработал другой вид санкций – это потолок цен на российскую нефть. Тут важно понимать, что это не запрет покупать российскую нефть выше 60 долларов за баррель - покупать ее можно по любой цене, и здесь нет вторичных санкций, что отдельно США и Евросоюз подчеркивали для стран-импортеров. Но это запрет перевозить ее и страховать такую перевозку, если в танкер залита нефть ценой выше 60 долларов за баррель.

Пока что мы видим точно такой же эффект, как весной 2022 года: тогда тоже было введено американское эмбарго на российскую нефть с первого апреля, и другие страны боялись покупать дополнительные объемы российской нефти. Это была первая волна переориентировки рынков сбыта на Азию, и мгновенно законтрактоваться не удалось, а значит пришлось сокращать экспорт и давать большую скидку покупателем российской нефти, чтобы таким методом выбивать конкурентов с азиатских рынков и заставить их перейти на европейский рынок вместо нас. Вот как эта схема реализовывалась.

Сейчас мы видим примерно такой же эффект: начали работать два типа санкций с 5 декабря, и России пришлось окончательно уйти на азиатские рынки. Конечно, такая серьезная и экстренная смена рынков имеет для России свои минусы – например, в плане доставки. Теперь на нее нужно тратить больше, потому что существенно возрастает так называемое транспортное плечо. Возросли затраты на поставку и у тех, кто заменил Россию как поставщика энергоресурсов на европейских рынках - у тех же ближневосточных поставщиков: раньше отвез нефть рядом в Индию, и ладно. И потому спрос на морские танкеры в регионы как транспортные средства возрос.

Россия сейчас занята важным делом: из-за введения потолка цен на российскую нефть возникла потребность в создании своего флота танкеров, который будет игнорировать потолок цен и перевозить российскую нефть, закупленную по любым ценам. Такой флот уже формируется. Но в любом случае платить собственникам таких танкеров надо, и они просят довольно большие суммы, потому что для них это тоже риск. И получается, что стоимость доставки у такого «сумеречного флота» все равно возрастает. Таким образом, получается, что российские компании, экспортируя нефть в новых условиях, зарабатывают мало – мы видим, что первый шоковый период, по которому опубликовал данные Минфин, показывают, что средняя стоимость российской нефти сорта Urals c 15 декабря 2022 года по 15 января 2023 составила всего 46 долларов за баррель. С другой стороны, это показатель того, что мы делаем большую скидку покупателям.

Так что думаю, что после первого шока и учитывая опыт 2022 года российские компании будут постепенно выстраивать новые логистические цепочки, будет развиваться «сумеречный флот» танкеров, и таким образом Россия станет восстанавливать утраченные объемы экспорта нефти. Первое полугодие 2023 года наверняка будет тяжелым, но активность и прибыль возрастут во втором полугодии. Впрочем, мы видим, что и стоимость эталонного Brent не зашкаливает - мировой спрос на нефть не столь высок. К концу первого полугодия, как ожидается, в Китае закончатся все эти истории с коронавирусом, которые влияют на восстановление экономики страны. Полагаю, что придет и послабление тех мер борьбы с инфляцией, что ввели в ЕС и США, вплоть даже до возможного понижения ставки рефинансирования ФРС США. Скорей всего на фоне этих процессов в 2023 году Россия даже сможет выйти на цену 70 долларов за баррель своей нефти, как и предусмотрено в российском бюджете на этот год.

- Как обстоят дела конкретно с рынком российского газа – он, кажется, оказался под еще большим прессингом?

- По газу ситуация иная. Чтобы перенаправить его потоки на азиатские рынки, нужны либо трубопроводы, либо завод по сжижению газа и флот газовозов. У России нет такой инфраструктуры, и если в Европу Россия поставляла газ с западносибирских месторождений, то в Китай он идет уже с восточносибирских по газопроводу «Сила Сибири». И в этой перестройке поставок с европейского рынка на азиатский разница в объемах очень существенная – например, по «Силе Сибири» в Китай, как сказал Александр Новак, было поставлено в 2022 году всего 15 миллиардов кубов, в то время как в Европу в 2021 году поступило около 155 миллиардов кубов российского газа (не считая Турции) и 80 миллиардов уже в 2022 году.

Сейчас Россия поставляет газ в Европу по украинскому трубопроводу, не взирая, кстати, на войну, и по одной из ниток «Турецкого потока», но это всего 28-30 миллиардов кубов в годовом выражении – объемы совсем небольшие. И все, что Россия недопоставляет в Европу идет, по сути, в никуда – приходится просто снижать газодобычу. Чтобы направить газ с западносибирских месторождений, нужно заключить новый контракт с Китаем, построить для этого трубопровод «Сила Сибири-2» — это как минимум три-четыре года. И это еще при том, что пока не заключен сам контракт с Китаем, а Пекин – жесткий переговорщик и переговоры с «Газпромом» все еще продолжаются. Еще один вариант спасения рынка газа – строительство заводов по сжижению газа, но тут у России нет соответствующих технологий.

- Азербайджан сейчас значимый поставщик газа в Европу, в основном по недавно построенному трубопроводу TANAP-TAP. Плюс идут разговоры о газовом хабе в Турции. Что вы думаете по этому поводу?

- Удержаться России на европейском рынке, наверное, могло бы помочь сотрудничество с Азербайджаном – например, для претворения идеи газового хаба в Турции. По замыслу российского руководства, в случае если ЕС будет настаивать на том, чтобы РФ брала на себя строительство газовой инфраструктуры и риски транзитеров, мы готовы действовать по-другому – поставлять газ в соседнюю нейтральную страну и оттуда пусть европейцы сами его забирают, то есть строят газопроводы и берут транзитные риски на себя. Таким образом, российский газ, поступающий в турецкий газовый хаб, как ожидается, будет обезличиваться для европейских компаний, терять санкционный статус. И чем больше разного газа тут будет смешиваться – тем лучше для России. Важно, чтобы сюда поставлялись хоть какие-то, пускай даже небольшие объемы газа, главное, не из России. И здесь, в этом хабе, наличие азербайджанского газа, конечно, могло бы помочь России.

А есть и другой, совершенно «честный», вариант методом свопа – то есть если «Газпром» будет поставлять определенные объемы «голубого топлива» на внутренний рынок Азербайджана, а Азербайджан точно такие же объемы будет направлять в турецкий хаб, снимая таким образом все вопросы.

Автор: Вадим Мансуров

Источник: Caliber.Az, 23.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики