|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чудовищный эксперимент Европы над самой собой Чудовищный эксперимент Европы над самой собойГлавная задача сейчас – дать возможность ЕС вернуться к газовым отношениям с РоссиейСамое значимое событие года в газовой сфере, безусловно, заключается в очень серьезном политическом конфликте между Россией и Европейским союзом, который проецируется на все остальные события. Собственно, конфликт – это даже не событие, а тенденция, итог года. Жестокая политизация российско-европейских газовых отношений выливается и в падение нашего газового экспорта в ЕС, и во взрывы на "Северных потоках", и в обещания европейцев создать альтернативную систему поставок газа. Большая газовая ложь Главный вопрос года, который мы можем задать: будет ли "газовый разрыв" между Россией и Евросоюзом окончательным? Европейские политики постоянно говорят: "нет возврата к пройденному", "мы живем без российского газа", "больше российского газа не будет, надо только потерпеть до конца зимы". А вот европейский бизнес в этих тезисах далеко не столь уверен. Более пятидесяти лет Российская Федерация – а до этого Советский Союз – торговали с Западной Европой газом, и за эти годы сложилась серьезная взаимозависимость, причем взаимовыгодная. И, конечно, когда европейцы говорят: "Ах, какие же мы были глупые, полвека покупая российский газ, но теперь-то мы прозрели!" – это большая ложь. Не стоит забывать, что Европа закупала советский, а затем российский газ по очень комфортным для себя ценам, в гарантированных объемах, и ни СССР, ни РФ, вопреки сложившимся стереотипам, ни разу не угрожали отключением Европы от газовых поставок. Даже в 2022 году именно Евросоюз стал отказываться от контрактов – еще до аварии на "Северном потоке" и даже до скандала с турбинами для этого газопровода. Весной Европейская комиссия опубликовала доклад, согласно которому планировалось сокращение потребления российского газа в ЕС на 101,5 млрд кубометров, то есть примерно на две трети. Это была официальная стратегия, прямой вызов всем действующим контрактам. ЕК открыто сказала, что заставит европейские компании не выполнять существующие договоренности с Россией. На протяжении 2022 года в РФ велись колоссальные споры по поводу того, стоит ли самой РФ превентивно отключить Европе газ. Но несмотря на это Россия на отключение не пошла. Да, был перевод торговли на рубли, но избранная в итоге схема оказалась наиболее комфортной для европейских покупателей. Им всего-то и надо было сделать, что открыть два счета в Газпромбанке, который далее сам конвертировал евро в рубли. Причем европейские компании даже не несли курсовых рисков. В одном случае (спор "Газпрома" с финской Gasum) даже Стокгольмский арбитраж принял сторону российского концерна и обязал финнов выплатить 300 млн евро по контрактным условиям "бери или плати" (финны отказались платить по новой схеме, однако суд счел переход на новую модель оплаты форс-мажором и подтвердил задолженность Gasum. – Ред.). Аналогично и в истории с турбинами. Первую турбину Канада должна была доставить в Ленинградскую область, но зачем-то в июле отвезла в Германию, что уже было срывом коммерческих обязательств. А это могло трактоваться как нарушение европейских санкций (которое, в свою очередь, в ЕС уже стало уголовным преступлением). И вот так – по каждому знаковому событию 2022 года, включая взрывы "Северных потоков". Несмотря на все заявления в стиле "хайли лайкли взорвали русские", никаких доказательств предъявлено не было, и при всей технологической оснащенности Европейского союза европейцы только разводят руками. Кстати, 21 декабря The Washington Post со ссылкой на неназванных европейских чиновников сообщила, что никаких доказательств о причастности России ко взрывам на газопроводах нет. Более того, официальные лица, по данным WP, сожалеют, что многие обвиняют Москву, но не рассматривают возможности причастности к терактам других стран либо экстремистских группировок. Глава российского МИД Сергей Лавров в тот же день заявил, что в Евросоюзе никто и не собирается проводить объективное расследование терактов на "Северных потоках". Не поражение, но продолжение борьбы Подводя итог: ключевая потеря России в 2022 году состоит в том, что мы утратили 80% европейского газового рынка. Понятно, что по итогам года в целом ситуация будет не такой драматичной, но в октябре–ноябре потери по сравнению с 2021-м были как раз в районе 80%. Кто приобрел эту долю? Соединенные Штаты. Доля США в газовом импорте Европы приблизилась к 50%. Штаты грубо, при помощи политических инструментов выдавили Россию с европейского рынка. Но огромный плюс и победа России заключаются в том, что на официальном уровне в РФ не возобладала точка зрения сторонников превентивного перекрытия газа Европе – мол, "и пусть европейцы померзнут". Я считаю, что мы должны бороться за этот рынок. Для России нет никакого политического успеха в том, чтобы "перекрыть вентиль", потому что это именно то, за что 50 лет боролись Соединенные Штаты. Они полвека мечтали о том, что мы прекратим поставки и нас выдавят с европейского рынка. Вот теперь Штаты нас и выдавливают, и мы не должны им подыгрывать, мы должны бороться за рынок ЕС, и очень хорошо, что мы это делаем. Борьба эта выражается в том числе и в идее газового хаба в Турции (хотя пока его организация идет достаточно сложно). Многое здесь, конечно, зависит от желания европейцев приобретать российский газ, но отдавать рынок американцам в любом случае нельзя. Все, что сейчас может представляться "окончательным решением российского газового вопроса", таковым в действительности вовсе не является. Нельзя дать политикам масштаба Шольца и Макрона определить европейскую энергетическую политику на ближайшие двадцать-тридцать лет. Их масштаб для этого недостаточен, они попросту "не тянут" на роль вершителей энергетических судеб. Поэтому слушать их текущие заявления не стоит, и главная задача сейчас – дать возможность Европе вернуться к газовым отношениям с Россией. А что же сама Европа? У Европы огромный потенциал с точки зрения выживания. Экономика ЕС накопила колоссальный экономический жирок. В то же время газовый конфликт с Россией означает серьезную потерю европейской конкурентоспособности. Мы уже видим сокращение потребления газа в ЕС и то, как взлетели газовые цены на рынке. И это плата не только за ускоренный энергопереход, но и за дифференциацию поставок, за отказ от нормально функционировавшего механизма и за переход на новую модель рынка (в частности, замена привязки цены газа к нефти биржевым ценообразованием). От данной модели, кстати, власти ЕС сами сейчас отказываются, вводя ценовой потолок для газа, то есть используя самые нерыночные инструменты. Европе придется очень непросто в 2023–2024 годах. В прошлом году ее сильно выручили США и, как ни странно, Китай. Соединенные Штаты вывели на рынок дополнительные объемы сжиженного природного газа, а Китай, которому эти объемы и предназначались с самого начала, перепродал их в Европу, заработав на этом. Китайцы могли экономически добить Европу, но не сделали этого – газ Китаю был не нужен, и он предпочел заработать на перепродаже. Следующая зима для Европы будет тяжелее в том числе и потому, что в зиму 2022–2023 годов Евросоюз входил с российским газом в хранилищах (он очень активно закачивался в течение полугода). Что касается России, то ее газовый экспорт в ЕС может снизиться еще примерно на 20 млрд кубометров. При этом новых объемов американского СПГ на мировом рынке уже не будет (США завершили свой второй инвестиционный цикл СПГ-производства), а Катар даст новые объемы только в 2024–2025 годах. Плюс неизвестно, как себя поведет в следующем году Китай. Так что Европа оказывается в зависимости даже не от Америки, а от КНР. Европа ставит над собой чудовищный эксперимент. У России еще есть окно возможностей в два года, когда европейцы еще могут одуматься. И мы, к счастью, пока сохраняем переговорные позиции открытыми. *** Нельзя не отметить и ситуацию на внутреннем российском рынке. Отечественной газовой индустрии не хватает того, о чем Фонд национальной энергетической безопасности говорит уже минимум пять лет. Газ является колоссальным инструментом для развития национальной экономики, но когда у нас обсуждается внутренний рынок газа, все время говорят о положении производителей, тогда как во главу угла нужно поставить потребителей. Так, Россия легко могла нарастить производство азотных удобрений из природного газа, увеличить производство аммиака. Изменения рынка, повторюсь, нужно подстраивать не под производителей, а под покупателей. Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ Опубликовано: Инфотэк, 17.01.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиПравительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |