Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будущее европейского рынка электрокаров — в маленьком эстонском городе недалеко от России

Будущее европейского рынка электрокаров — в маленьком эстонском городе недалеко от России

В Силламяэ с населением 12 тысяч человек планируют построить завод по производству магнитов из редкоземельных металлов. Они широко используются в двигателях для электромобилей. Новое предприятие должно снизить зависимость Европы от поставок критически важных для автомобильной отрасли компонентов из Китая, пишет Bloomberg

В советское время градообразующим предприятием Силламяэ был секретный завод, построенный после Второй мировой войны. На нем производились окислы урана для атомной промышленности СССР. В 1990-м переработка урановых руд прекратилась. Сегодня о прошлом напоминает только законсервированное хранилище радиоактивных отходов на мысе Пяйте — крупнейшее в Эстонии.

В конце прошлого века на базе бывшего секретного завода была создана акционерная компания Silmet, которая занялась выпуском редкоземельных металлов из местного сырья. Сегодня это единственное предприятие за пределами Азии, выпускающее неодим. Этот металл используется в том числе в производстве магнитов для электродвигателей, включая автомобильные. Спрос на неодим будет только расти, особенно с учетом того, что через несколько лет европейцы планируют пересесть на электрокары.

Сегодня главным производителем неодима является Китай, который контролирует примерно 90% мирового рынка редкоземельных металлов. И вполне понятно желание европейцев снизить зависимость от китайских поставок. Продолжает автоэксперт Артем Бобцов:

«Китай — мировой лидер по производству электромобилей уже достаточно давно. Поэтому потребность довольно давно там сформировала рынок поставок неодима. Таким образом, он благодаря росту своего внутреннего рынка стал мировым гегемоном в части этого производства. Так как из Китая всегда можно было поставлять много и дешево неодимовых магнитов, никто в мире не заморачивался с собственным производством: все просто закупали в Китае. И только сейчас наконец-то дошло до многих, что это уже становится вопросом безопасности. В том числе в связи с развитием электротранспорта и вообще всем, что связано с электродвигателями. Именно поэтому в том числе Европа и США озабочены гегемонией Китая на этом рынке и ищут альтернативные пути производства самих магнитов, так как месторождения неодима, самого по себе сплава, есть еще в мире кроме Китая».

Нынешний владелец завода в Силламяэ — канадская Neo Performance Materials. Она намерена расширить производство редкоземельной продукции и построить новый завод. Сырье для него будут поставлять с месторождения в Гренландии, которое принадлежит тем же самым канадцам. Запустить свой первый крупный горнодобывающий проект они собираются в течение ближайших двух-трех лет.

Но вряд ли эти заводы смогут полностью заместить неодим из Китая. Кроме того, продукция эстонских предприятий будет дороже китайской, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Я думаю, что это часть того самого процесса, который начался еще несколько лет назад, — попытки вернуть Западу и его союзникам хотя бы часть производства редкоземельных металлов, которые были утрачены и которые объективно необходимы для энергоперехода и так называемого зеленого курса. Пусть стараются, но мне кажется, что по мере увеличения производства электромобилей выяснится, что ресурсов, прежде всего металлов, для того чтобы это все делать, может и не хватить. Нужно будет все больше лития, неодима, кобальта. Я уже не говорю про все остальное. А это стоит денег».

В соседней Нарве, которая, как и Силламяэ, в основном русскоязычная, тоже ждут появления нового завода. Власти города считают, что это станет новым стимулом для развития промышленного центра страны, который давно уже находится в упадке. Но когда в Эстонии появится новый завод по выпуску редкоземельной продукции и какой будет его мощность, пока неизвестно.

Источник: BFM.RU, 01.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики