Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ответила на потолок нефтяных цен. Как будут работать эти меры

Россия ответила на потолок нефтяных цен. Как будут работать эти меры

Эксперт Юшков: ответные меры России на потолок цен направлены на повышение прибыли

В России 1 февраля вступил в силу указ президента Владимира Путина об ответных мерах на потолок цен на нефть. Как будет работать этот документ, в беседе с «360» объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Согласно указу президента, отечественным компаниям, в частности, запрещается поставлять нефть и нефтепродукты иностранным покупателям, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены. Из этого правила могут быть исключения, но только на основании решения главы государства.

Юшков отметил, что ответные меры на потолок цен с российской стороны можно назвать довольно мягкими. Он напомнил, что изначально предлагались более жесткие решения, вплоть до установления нижнего предела цены, при падении ниже которого Россия вообще не стала бы продавать нефть.

Помимо этого, предлагали создать единого экспортера на базе одной из компаний, но в итоге приняли наиболее мягкий сценарий с минимальным вмешательством государства в рынок.

По мнению Юшкова, свою роль в происходящем сыграл довольно позитивный опыт 2022 года, когда, несмотря на колоссальные изменения и санкции, компании сами довольно быстро восстановили отрасль.

"Весной, например, у нас сократился экспорт, увеличилась скидка на российскую нефть. Но уже к сентябрю компании восстановили объем экспорта, скидка постепенно уменьшалась. В этом плане рыночные механизмы зарекомендовали себя хорошо, а нам нужно от нефтяной отрасли, чтобы она приносила деньги в бюджет". - Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

По словам Юшкова, поэтому государство и приняло решение запретить прописывать в контрактах ценообразование с привязкой к потолку цены, чтобы никто не указывал стандартную формулу ценообразования на каждую партию нефти с пометкой о пределе в 60 долларов за баррель.

«Вот чтобы такого не было, государство официально запретило подобную деятельность. Если что-то подобное в контрактах выявляется, тогда отгрузка нефти запрещена через границу», — добавил эксперт.

Новый механизм расчета

Юшков напомнил, что в конце января премьер Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому Минфин и Минэнерго должны до 1 марта этого года утвердить порядок мониторинга цен на экспортную нефть.

«Компании, по сути, будут обязаны предоставлять копии контрактов или допсоглашений об отгрузке партий нефти. Правительство с этой помощью получит данные о том, сколько стоила каждая конкретная партия нефти при экспорте, и сможет само составлять среднюю за месяц цену экспорта на российские сорта», — уточнил специалист.

Он подчеркнул, что это имеет особенно важное значение, так как от средней экспортной цены рассчитывают пошлину на экспорт нефти и налог на добычу полезных ископаемых.

Раньше Минфин просто заказывал у международной компании Argus данные о средней стоимости российского сорта Urals за предыдущий месяц, напомнил Юшков. Специалисты Argus получали эти данные, опрашивая трейдеров в порту Роттердама и в портах Средиземного моря.

«Сейчас это делать невозможно, потому что в Роттердам, как и в порты Средиземного моря, российская нефть больше не приходит с декабря. Все — эмбарго. Поэтому возник вопрос: кого опрашивать, как выявлять эту среднюю цену?» — пояснил Юшков.

В связи с этим появилась необходимость корректировки механизма расчета средней цены.

«Одним постановлением достигают двух целей — разъясняют, как отвечаем на потолок цены, и формируют базу, чтобы собирать статистику о средней цене экспортной нефти, чтобы на основе этих данных формировать размер экспортной пошлины и налогов», — заключил эксперт.

Источник: «360», 01.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики