Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минфин предложил освободить «Газпром» от повышенного налога при экспорте СПГ

Минфин предложил освободить «Газпром» от повышенного налога при экспорте СПГ

Влияние инициативы на бюджет будет незначительным, считают эксперты

Минфин разработал изменения в законодательство, в соответствии с которыми «Газпром» и его дочерние компании выводятся из-под действия повышенной ставки налога на прибыль в размере 34% для экспортеров сжиженного природного газа (СПГ). Об этом 3 февраля 2023 г. сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с документом.

Правки, по данным агентства, подготовлены ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса (НК)», который Госдума должна рассмотреть уже на следующей неделе. Изменения в НК Минфин предлагает применять «к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 г.».

«Ведомости» направили запрос в Минфин и «Газпром».

В ноябре 2022 г. был принят закон об увеличении налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор. Ставка налога на прибыль для производителей СПГ с 1 января 2023 г. увеличилась с 20 до 34% на период 2023-2025 гг. При этом 17% прибыли будет отчисляться в федеральный бюджет, еще 17% — в региональные. Мера распространяется на компании, которые до 31 декабря 2022 г. включительно экспортировали хотя бы одну партию СПГ, то есть не касается новых проектов.

Изначально правительство предлагало увеличить ставку до 32% и планировало получить в 2023 г. 200 млрд руб. дополнительного дохода. Этот закон также предусматривает дополнительные отчисления (надбавку) по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ для «Газпрома», которые обеспечат дополнительные ежемесячные поступления в бюджет в 50 млрд руб. В результате они составят по 600 млрд руб. в год в течение 2023-2025 гг. Также летом 2022 г. был принят закон, согласно которому «Газпром» производил дополнительные выплаты по НДПИ на газ, в период с 1 сентября по 30 ноября 2022 г. они составили совокупно 1,25 трлн руб.

Предложенные Минфином изменения в НК, поясняет источник агентства, предлагают уточнить категорию компаний, на которые распространяется повышенная ставка налога на прибыль. К ним хотят отнести только компании, соответствующие критериям пункта 2 части 1.1 статьи 3 закона «Об экспорте газа». Это частные компании и их «дочки», которым по состоянию на 1 января 2013 г. была выдана лицензия на строительство СПГ-завода на участках недр, а добыча на этих участках началась после 1 января 2013 г. К этой категории относится крупнейший российский производитель и экспортер СПГ «Новатэк». На остальные компании, обладающие правом на экспорт СПГ, повышенная ставка налога на прибыль распространяться не будет.

Согласно закону «Об экспорте газа», правом на экспорт СПГ также обладает собственник единой системы газоснабжения или его дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия организации – собственника единой системы газоснабжения составляет 100%, то есть «Газпром». Кроме того, право экспортировать СПГ по закону имеют госкомпании, работающие на шельфе.

Сейчас в России лишь два действующих крупнотоннажных СПГ-проекта – «Сахалин-2» (в 2022 г. произвел 11,5 млн т) и «Ямал СПГ» (прогноз выпуска по итогам 2022 г. – 21 млн т). Участники «Сахалина-2» – «Газпром» (50%), Shell (27,5%, планирует выйти из проекта), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Проект реализуется на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Согласно действующему законодательству, в течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам, действовавшим на дату подписания соглашений (для «Сахалина-2» составляет 20%. – «Ведомости»).

Акционерами «Ямал СПГ» являются «Новатэк» (50,1%), французская Total (20%), китайские CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).

«Новатэк» сейчас также строит новый крупнотоннажный СПГ-завод «Арктик СПГ – 2» проектной мощностью 19,8 млн т в год. Первая линия должна быть запущена в декабре 2023 г., запуск второй очереди ожидается в 2024 г., третьей – в 2026 г.

Кроме того, по данным «Выгон консалтинга», на конец 2021 г. в России действовали 17 малотоннажных СПГ-предприятий общей производительностью 248 000 т в год, а также среднетоннажный завод «Криогаз Высоцк» (СП «Новатэка» и Газпромбанка) на 660 000 т в год. В сентябре 2022 г. «Газпром» начал производство СПГ на заводе в районе компрессорной станции (КС) «Портовая» в Ленинградской области мощностью 1,5 млн т в год.

По данным Росстата, в 2022 г. российские компании произвели 44,85 млрд куб. м СПГ.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что закон об увеличении ставки налога на прибыль для экспортеров СПГ изначально принимался под проект «Новатэка» «Ямал СПГ», чтобы обеспечить дополнительные поступления в бюджет «на фоне роста его прибыли». Аналитик напоминает, что «Ямал СПГ» избавлен как от экспортной пошлины, так и от НДПИ, при этом увеличивать НДПИ для него и ряд других налогов не позволяют условия межправсоглашения между Россией и Китаем из-за участия в проекте китайских компаний.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает, что инициатива Минфина связана с тем, что «Газпром» и так «подвергается повышенному налогообложению».

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин согласен, что в 2023-2024 гг. уже значительно вырастут обязательства «Газпрома» по уплате НДПИ. Он также напомнил, что компания уже дополнительно выплатила государству 1,25 трлн руб. в прошлом году.

Кауфман обращает внимание, что налоговые послабления коснутся только производства СПГ «Газпрома» вблизи КС «Портовая», поскольку проект «Сахалин-2» работает по договору СРП и по нему пересмотр налогов невозможен. Потому влияние на бизнес компании и бюджет будет «крайне ограниченным», добавляет он, не уточняя цифр.

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 03.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики