Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пополняя казну. Почему глава РФ поручил обновить методику расчета цены на российскую нефть?

Пополняя казну. Почему глава РФ поручил обновить методику расчета цены на российскую нефть?

Правительство России должно будет пересмотреть методику установления цен на нефть и нефтепродукты при расчете налогов для компаний энергосектора. Так распорядился президент страны Владимир Путин. Согласно поручению, это поможет минимизировать потери бюджета с учетом нынешней ситуации на рынке энергоносителей. Российский лидер поручил кабмину подготовить предложения о возможных корректировках к 1 марта 2023 года.

Как пояснили в Кремле, инициатива призвана минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета с учетом особенностей формирования стоимости сырья в условиях санкций. Напомним, в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине западные страны ввели целый ряд экономических ограничений против РФ и стали поочередно отказываться от закупок российской нефти. Более того, с 5 декаб­ря Евросоюз, государства G7 и Австралия запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из России в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель. В ответ на действия Запада РФ решила полностью прекратить поставки энергоресурсов тем импортерам, которые присоединятся к ценовым ограничениям. В сложившихся обстоятельствах Москва активно перенаправляет экспорт нефти в дружественные страны Азии, Африки и Латинской Америки, но вынуждена предоставлять скидки для привлечения покупателей.

«Основная проблема — это высокий дисконт в результате высокого уровня стоимости фрахта (платы за перевозку нефти. — А. К.). Другими словами, стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен», — объяснял ранее вице-премьер России Александр Новак на совещании с Владимиром Путиным. По последним оценкам Министерства финансов РФ, с 15 декабря минувшего года по 14 января 2023‑го баррель российской нефти марки Urals продавался в среднем по $46,82. В то же время стоимость сырья эталонного сорта Brent на мировом рынке колебалась в диапазоне $77 – 87 за баррель, а сейчас составляет около $88,5.

Отметим, что в российском бюджете на 2023 год заложена цена Urals на уровне $70,1 за баррель. Как подсчитали в Минфине, с учетом нынешних котировок в январе государственная казна может недосчитаться около 54,5 млрд рублей. На этом фоне президент РФ и поручил правительству разобраться с ситуацией, чтобы предоставляемые Москвой скидки «не создавали никаких проблем с бюджетом».

Как полагают специалисты, изменения в системе налого­обложения нефтяного бизнеса отчасти помогут решить поставленную президентом задачу. «Министерство финансов устанавливает размер экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых на основе средней цены на нефть. То есть чем дороже сырье, тем больше денег идет в бюджет. Однако сама цена нефти зависит от сорта и места, где ее добывают. Так, например, дальневосточная нефть стоит больше, чем другие сорта, включая Urals», — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, сегодня информацию о средней стоимости нефти Минфину предоставляет международное аналитическое агентство Argus. Компания делает свои расчеты на основе опроса трейдеров, по какой примерно цене те закупают сырье у России. Между тем собираемые данные касаются только продаж на европейском рынке, который сейчас потерял свою актуальность для Москвы, отмечает эксперт. Поскольку Россия уже практически не торгует нефтью с ЕС, статистика Argus больше не показательна.

Реальная стоимость продаваемой нефти может быть выше официальных $46,82 за баррель. Это значит, что государство зарабатывает на налогах меньше, чем должно, утверждают специалисты. «Из-за перестройки экспорта и перераспределения отпускной маржи на транспортные издержки котировки Argus не репрезентативны и не отражают реальных доходов неф­тяников. Поэтому российским властям сегодня нужны новые ориентиры. Возможно, это будут азиатские бенчмарки», — предполагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.

Наряду с изменениями в расчете налогов Россия может ограничить и сами скидки на свою нефть. Так, Министерство энергетики страны планирует отслеживать динамику цен на сырье и при необходимости устанавливать предельный размер дисконта на основе рыночных котировок. Подробности работы такого механизма ведомство собирается представить в ближайшее время. Впрочем, скидки на российскую нефть вскоре и так должны сократиться, уверен Александр Новак. По его мнению, текущее положение дел с ценами носит лишь временный характер. «Дисконт должен со временем уменьшиться, как мы это наблюдали в течение 2022 года, когда в марте-апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и в два раза уменьшился», — отмечает зампред кабмина.

Похожей точки зрения придерживаются и эксперты. По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, сегодняшние скидки больше связаны с маркетингом российской нефти для новых клиентов, нежели с западным потолком цен. Как объясняет специалист, дисконт позволяет Москве не только заполучить новых клиентов и сохранить лояльность действующих, но и успешно конкурировать с поставщиками ­сырья из ОПЕК. Так, например, географическая близость к Китаю дает РФ возможность демпинговать гораздо больше, чем это делает Саудовская Аравия. «Через пару лет (а возможно, и раньше) Россия выстроит новую логистическую инфраструктуру, увеличит количество танкеров, наладит сотрудничество с китайскими страховыми компаниями вместо европейских. Причем самое главное, что западное направление перестанет быть приоритетом для российского экспорта углеводородов. Поэтому цена нашей нефти будет гораздо более рыночной», — предполагает эксперт.

При этом стоимость сырья в мире будет планомерно увеличиваться в ближайшее время, считает Мильчакова. Так, в настоящий момент на глобальном рынке уже наблюдается нехватка энергоносителей, в то время как потребление топлива уверенно растет, особенно в Индии и Китае. «Что касается нефтегазовых поступлений в российский бюджет, то сейчас ситуация не слишком плохая. Просто в 2023 году мы не будем получать сверхдоходы от продажи ­сырья, а общий объем нефтегазовых доходов вернется к уровню 2021‑го или 2020‑го. Однако уже к 2024 – 2025 годам эту недополученную прибыль удастся полностью компенсировать, так как России уже не придется демпинговать, а мировой дефицит нефти никто не отменял», — заключает аналитик.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 03.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики