Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Над нефтепродуктами установился потолок

Над нефтепродуктами установился потолок

Сможет ли Россия обойти ограничение цен на топливо

5 февраля начал действовать потолок цен на российские нефтепродукты. Бензин и дизель дороже $100 за баррель запрещено перевозить морем. Для некоторых других видов топлива лимит установлен в $45 за бочку. В реализации этой ограничительной меры участвуют США и другие страны G7, Европейский союз и Австралия.

В самом Евросоюзе также вступило в силу эмбарго на такую продукцию, поэтому потолок введен для поставок в третьи страны. Впрочем, предусмотрены некоторые исключения. Подробности — в справке “Ъ FM”.

Вводимый западными государствами потолок цен двойной. Он установлен на уровне $100 за баррель для светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) и $45 за баррель для темных (мазут, гудрон, битум). На данный момент дизель торгуется на Лондонской бирже выше $110, мазут — выше $50. Ограничительные меры предполагают, что нефтепродукты из России запрещено поставлять морским путем в третьи страны по ценам выше согласованных лимитов. Для таких случаев запрет также предусмотрен на оказание финансовых или технических услуг по перевозке нефтепродуктов. Исключение сделано для поставок российских нефтепродуктов в Болгарию, Хорватию и те страны Евросоюза, у которых нет выходов к морю.

Начиная с 5 февраля будет действовать 55-дневный переходный период. Он коснется нефтепродуктов, которые были закуплены по цене выше установленного потолка при условии, что их погрузили на судно до 5 февраля и выгрузили в пункте назначения до 1 апреля. Введение потолка цен на нефтепродукты на какое-то время может создать России определенные затруднения, но ей наверняка удастся избежать серьезных негативных последствий, отметил старший научный сотрудник Финансового университета, эксперт по энергетике Станислав Митрахович:

«Некоторое сокращение добычи нефти будет неизбежно, может быть, в районе полумиллиона баррелей в сутки. Что касается возможности России перенаправить экспорт нефтепродуктов, то такие варианты существуют, то есть это азиатские страны — Китай, Индия, это страны Ближнего Востока, это Африка. Существует несколько вариантов того, как можно продавать нефтепродукты в текущей ситуации. Во-первых, эти страны могут их использовать для собственного потребления или перепродавать после, скажем так, ребрендинга, называя их уже не российскими нефтепродуктами, а своими собственными. Возможна также доработка, то есть смешение российского топлива с иностранным.

Европейский союз будет сквозь пальцы смотреть на ситуацию, при которой российские по происхождению нефтепродукты будут попадать в регион.

Ведь если слишком быстро и жестко действовать, то можно оказаться в ситуации, при которой возникнет дефицит топлива в самом ЕС. Российская власть тоже не будет мешать отечественным компаниям заниматься всеми подобными операциями и постарается облегчить им возможность перестроиться и найти новую логистику».

Адаптация к очередному ограничению в виде потолка цен на нефтепродукты займет у России несколько месяцев, но понесенные за этот период потери скорее всего в дальнейшем удастся компенсировать, заметил ведущий аналитик компании «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков:

«Европейское эмбарго и потолок цен на российское топливо — несколько более проблематичная задача для отечественных экспортеров, чем ограничение для поставок нефти. У нас гораздо меньше танкеров, которые перевозят нефтепродукты, чем судов, перевозящих сырую нефть. Соответственно, перемена рынков с Европы на какие-то другие торговые площадки влечет за собой удлинение танкерных маршрутов и повышение спроса на те суда, которые могут перевозить топливо.

Сам по себе потолок цен на российские нефтепродукты не особо проблематичен, потому что там обозначены близкие к рыночным значения. То есть задача только усложняется тем, что нам придется возить топливо дольше и дальше.

Вместе с тем рынок, как правило, все-таки ищет различные способы решения проблем, и те потери, которые возникнут на первом этапе, возможно, будут компенсированы в будущем. Чуть позже, чем с сырой нефтью, но мы все-таки восстановим эти объемы. 

При этом изменение валюты расчетов за нефть и нефтепродукты — это еще один способ уйти от ограничений. То есть, если мы оплачиваем нефть в долларах, то эта операция неизбежно отражается в рассчетно-кассовом центре в Нью-Йорке. Соответственно, если оплата переводится в дирхамы, в индийские рупии, китайские юани и так далее, то эти операции не фиксируются в тех странах, которые следят за соблюдением эмбарго и потолка цен. Вместе с тем дирхамы достаточно легко конвертируются в любую другую валюту на уровне центральных банков. Таким образом мы в том числе получаем механизм избегания контроля за соблюдением потолка цен».

С декабря 2022 года страны Запада ввели потолок цен на российскую сырую нефть на уровне $60 за баррель. Предполагается, что в марте его пересмотрят, а впоследствии будут делать это раз в два месяца. С такой же периодичностью менять собираются и лимиты на нефтепродукты.

Авторы: Анна Маргулис, Андрей Загорский

Источник: Коммерсантъ FM, 05.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики