Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К потолку цен на российскую нефть прибавился price cap и на нефтепродукты из РФ

К потолку цен на российскую нефть прибавился price cap и на нефтепродукты из РФ

Как будут работать эти ограничения, сможет ли Россия найти выход из ситуации и как могут отразиться эти санкции на самой Европе?

Соединенные Штаты и Евросоюз ввели санкции на российские нефтепродукты. Они действуют с воскресенья, 5 февраля. Предельная цена в 100 долларов за баррель установлена на бензин и дизельное топливо, а в 45 долларов — на мазут, который продается с дисконтом к стоимости нефти.

Механизм санкций на российские нефтепродукты точно такой же, как и на саму нефть. Если цена ниже или равна предельной, их можно перевозить по морю в третьи страны, а также оказывать услуги, необходимые для осуществления таких перевозок. Если выше, то, соответственно, нельзя.

В сообщении на сайте Еврокомиссии не уточняется, заложены ли в предельные цены расходы на фрахт и страховку, но многие аналитики полагают, что так оно и есть. 100 долларов за баррель, или примерно 730 долларов за тонну бензина или дизеля, — это не запредельно низкие цены. В теории, они позволяют продолжать поставки, хотя выручка российских нефтяных компаний и поступления в федеральный бюджет сократятся. Что, собственно, и является главной целью санкций. Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Предельные цены установлены ниже, чем текущие цены на нефтепродукты в Европе, примерно на 15-20%. Европа была достаточно крупным рынком сбыта российских нефтепродуктов, в последние месяцы объемы несколько сокращались, но они составляли примерно 1 млн баррелей в сутки. Но потери российского бюджета будут зависеть от того, насколько удастся перенаправить нефтепродукты на другие рынки и по какой цене. Надеюсь, что потери будут несколько меньше, чем могли бы быть, но все равно это, скорее всего, будут достаточно крупные суммы и для бюджета, и для доходов нефтяных компаний».

Предельные цены на российские нефтепродукты будут регулярно пересматриваться — так же, как и на нефть. Новые ограничения включают в себя 55-дневный льготный период. Он будет действовать в отношении нефтепродуктов по цене выше предельной при условии, что их погрузили на судно до 5 февраля и выгрузили в порту назначения до 1 апреля.

Минфин США разъяснил, что санкции на нефтепродукты пока не затронут Болгарию — она сможет закупать их до конца следующего года. Хорватия тоже получила отсрочку, но всего на год и только на российский газойль, который разрешено покупать при отсутствия альтернативных вариантов поставок.

Россия, вероятно, попробует перенаправить поставки нефтепродуктов в страны, которые не присоединились к price cap. Но сделать это будет не так просто, как с нефтью, в отношении которой потолок цен был введен 5 декабря. Комментирует советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

«Если потенциально найти альтернативных потребителей российской нефти в основном в азиатском регионе относительно несложно, то разместить нефтепродукты будет радикально сложнее, поскольку большая часть азиатских потребителей предпочитает приобретать сырую нефть и изготавливать нефтепродукты непосредственно на месте. Поэтому, скорее всего, поиск альтернативных рынков для нефтепродуктов будет заметно сложнее, потребует больших дисконтов. И пока открытым остается вопрос: насколько успешным он в принципе будет».

Есть еще одна проблема. Возможности российского «теневого флота» (который, как полагают на Западе, используется для поставок нефти в обход санкций) ограничены. Танкеров еще и на нефтепродукты может не хватить. А найти тех, кто согласится возить российское дизтопливо или мазут, будет непросто — по крайней мере, на первых порах. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Когда был введен потолок цен на нефть, международные компании-судовладельцы в принципе пугались перевозить российскую нефть. И до сих пор РФ перевозит ее только российскими судами, еще есть греческие судовладельцы, которые тоже работают, можно сказать, в «серой» зоне, и тот самый «сумеречный флот» — и все. По нефтепродуктам может оказаться такая же история. Даже неважно, какой потолок цены выбран, важно то, что, когда его вводят, многие судовладельцы считают российское сырье токсичным и вообще отказываются вывозить. И даже неважно, сколько оно в реальности стоит».

В министерстве энергетики Венгрии не исключают роста цен на дизель в ЕС, пишет ТАСС. Там отметили, что Россия занимает около половины всего европейского рынка дизтоплива и возможен его дефицит из-за санкций на нефтепродукты.

Ранее Bloomberg сообщало, что страны Ближнего Востока не смогут сразу заместить поставки нефтепродуктов из России. Три новых НПЗ — в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, — которые могли бы помочь Европе, вводятся с многочисленными задержками. Ни один из этих заводов не вышел на полную мощность, и есть риски дальнейших задержек, отмечает агентство.

Источник: BFM.RU, 06.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики