Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Доходы с ветра перемен: кабмин намекнул на добровольные взносы бизнеса

Доходы с ветра перемен: кабмин намекнул на добровольные взносы бизнеса

Правительство обсуждает с крупным бизнесом добровольный однократный взнос в бюджет, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Источники говорили, что речь идёт о 200–250 млрд рублей. "ДП" спросил у экспертов, кого попросят внести windfall tax и на каких условиях будут осуществляться сборы.

Рабочая схема

Впервые налог на "принесённые ветром доходы" появился в 1997 году в Британии. Тогда казна королевства однократно пополнилась на $8 млрд за счёт денег, изъятых у приватизированных в 1980-е коммунальных предприятий: цены, по которым их передавали в частные руки, многие считали слишком низкими, а новый налог — возможностью исправить невыгодную для клиентов и налогоплательщиков сделку. Россия с подобной практикой ещё не сталкивалась, но похожие механизмы для дополнительных сборов уже использовались, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
 
Так, "Газпром" осенью 2022 года в результате изменения НДПИ выплатил в федеральный бюджет 1,248 трлн рублей с конъюнктурных сверхдоходов, полученных благодаря высоким ценам на сырьё. Учитывая, что Андрей Белоусов ещё до СВО высказывал недовольство в отношении металлургов, "нахлобучивших государство примерно на 100 млрд рублей" и предлагал изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов в т.ч. у горнодобывающих и химических компаний, заработавших на высокой стоимости экспортных товаров и девальвации рубля, в этот раз бизнесу, похоже, придётся делиться.

Поиск условных единиц

В противовес словам первого вице-премьера об активном участии крупных компаний в обсуждении добровольных взносов на фоне хороших финансовых показателей за 2022 год, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин назвал windfall tax нереализуемой задачей как минимум потому, что бизнес отличается с точки зрения маржинальности, количества дополнительных налоговых изъятий, объёмов инвестиций, территории присутствия. И не говоря о том, что благоприятная конъюнктура закончилась для многих отраслей с падением цен и вводом дополнительных ограничений, а ситуация 2023 года вряд ли позволит рассчитывать на свободные бюджетные средства. 
 
В качестве альтернативы однократным взносам, РСПП предложил выпуск ОФЗ нового типа, инвестиции в различные проекты, развитие ГЧП или повышение налога на прибыль в размере 0,5 п.п. В Минфине уточнили, что считают последний вариант несправедливым, ведь дополнительные доходы сформировались "только в отдельных секторах экономики", а значит и рассматривать в качестве потенциальных плательщиков нужно в первую очередь крупные компании, которые извлекли сверхдоходы за прошлые два года. Другие критерии, как и окончательный размер взносов, на данный момент остаются загадкой, но все опрошенные "ДП" эксперты сошлись во мнении — поскольку деньги нужны срочно, способ их добыть найдётся.

Цена доброй воли 

Заведующий кафедрой экономики СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Олег Мисько согласен, что при желании государство может существенно перенастроить налоговую систему, однако единовременные взносы позволяют миновать сложные комбинации вроде повышения налоговых ставок и сразу отталкиваться от своих потребностей, что особенно ценно в условиях СВО: "Мы идём от противного и не ожидаем поступлений, а сразу говорим, сколько нужно собрать. Но для этого должны быть какие-то критерии, а их нет, как и самой процедуры. Очевидно, что в такой момент легитимизировать новые правила будут очень быстро. Это действительно не налог, а такое изъятие, когда государству есть из чего изъять и когда нужда заставляет это сделать. Но и в этом случае нужно не испугать, не навредить, не забрать больше, чем нужно".
 
По предварительной оценке Минфина РФ, январский дефицит составил 1,76 трлн рублей (2,93 трлн на весь год). Такие траты объяснили оперативным заключением контрактов и авансовым финансированием по отдельным расходам (только госзакупки — 1,3 трлн), чтобы их исполнение было более равномерным в течение года. В то же время бюджетный дефицит обусловлен не только резкими расходами, но падением обычных и нефтегазовых доходов. Да и новые правила налогообложения, календарные особенности зачисления и проблемы с ЕНП мешают точно назвать сумму, которая могла бы закрыть "дыру" в казне.
 
Ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович отмечает, что поскольку стране нужны большие деньги в сжатые сроки (в том числе — на боевые действия) windfall tax коснётся в первую очередь более прибыльных экспортных отраслей — крупных энергетических, металлургических и химических компаний, которые сумели перенаправить свою логистику в текущих условиях и хорошо зарабатывают на стоимости товаров. При этом сумма взносов, полагает специалист, может варьироваться в зависимости от обстоятельств.
 
"Думаю, действительно будут исходить из того, сколько денег нужно по-быстрому. Тот же самый Белоусов называет конкретные суммы — 400–450 млрд рублей. Здесь дело не в формуле, они её придумают. Нужно понять, без какого конкретно количества денег сейчас мы не проживём. Конечно, бизнесу удобнее повышение налога на прибыль, но поднимать налоги слишком сильно нельзя: есть риск зарезать курицу, несущую золотые яйца . Вряд ли это будет какое-то соглашение между властью и бизнесом на три года вперёд, скорее — постоянный торг и пересмотр. Понадобится срочно — соберут по-быстрому нужную сумму, введут ещё повышение. Стабилизируется ситуация — адаптируют, — увеличат сумму, но уже в рамках ежемесячного платежа, сделают попроще. Думаю, в ближайшие месяцы и даже годы компаниям экспортной отрасли нужно готовиться к повышению налогов, но там правила игры не то чтобы вечные: у нас Налоговый кодекс меняется, как статья в Википедии".

Отпусти и забудь

С одной стороны однократный взнос может показаться для крупного бизнеса выгодным, если рассматривать его как возможность получить в ответ преференции. Однако на практике даже небольшие экстренные изъятия из плановых бюджетных потоков являются более затратными, в отличие от более высокой, но заранее известной налоговой нагрузки. Да и рассчитывать на возмещение уплаченных взносов в полном объёме не стоит: и потому, что смысл операции заключается в добровольности, и потому, что взятые со сверхприбыли деньги пойдут не только на обеспечение госзаказа, но и на другие статьи расходов вроде социальных выплат и поддержки участников СВО.
 
При этом как только перспектива однократных взносов появилась в публичном поле, фондовый рынок РФ резко пошёл вниз, а Мосбиржа призвала к взвешенным решениям на фоне высокой волатильности. Пожелавший остаться анонимным сотрудник надзорного департамента Центробанка высказал предположение, что при утверждении windfall tax в 2023 году рынок снова просядет, а успех отдельных компаний будет зависеть от их отраслевой специфики и скорости, с которой удалось перестроиться под санкционным давлением. "Для капиталоёмких предприятий, которые не успели полностью адаптироваться, будет болезненно платить такой взнос с чистой прибыли", — считает собеседник "ДП". 

Жертва — инвестиция

Тем временем мнения по поводу девальвации рубля, как возможного способа пополнить бюджет, разделились. Пока одни эксперты называли это самым лёгким способом решить проблему и прогнозировали, что эта тема ещё не раз проявится в течение 2023 года, другие отмечали, что на фоне сокращения экспортной выручки девальвация только навредит и ускорит темпы инфляции. Не лучшим образом складывается ситуация и на инвестиционном рынке. Олег Мисько говорит, что в данный момент такая активность имеет тенденцию к затуханию, однако перевод избыточных доходов в казну государства может взбодрить игроков.
 
"Учитывая, что сейчас все корпорации заморозили свои инвестиционные программы, государству выгоднее забрать их избыточные доходы, как если бы у ребёнка пришлось отобрать коробку с пирожными и выдавать их порционно во избежание диатеза. Они всё равно эти деньги "проедят", пустят на спекуляцию на валютном рынке, а потом опять попросят у государства. И поскольку из-за специфики экономики мультипликатор государственных инвестиций в РФ гораздо выше частных, всем, как ни странно, будет выгодно, чтобы государство аккумулировало деньги у себя, а впоследствии у него была возможность инвестировать в предприятия, которые после окончания СВО будут иметь максимальные экспортные возможности или обладать повышенным мультипликационным эффектом, генерируя вокруг себя больше инвестиционных расходов", — рассуждает заведующий кафедрой экономики СЗИУ РАНХиГС.
 
При этом эксперт подчеркнул, что судя по количеству заказов на промышленную продукцию и ситуацию с сельскохозяйственной продукцией на внешнем рынке, ВВП будет расти (пусть и небольшими темпами) и действительно может выйти в плюс по итогам года. Для этого следует отказаться от непроизводительных трат и сконцентрироваться на решении первоочередных проблем и задач внутри национальной экономики. В частности — наладить импортозамещение и приступить к реиндустриализации, которая позволит в том числе сгладить дисбаланс в развитии регионов за счёт грамотного размещения новых производств.
 
"Пока сложно сказать, какой в итоге вариант выберет правительство: вопрос прорабатывается и пока мнение по предложению отрицательное. Если государство и вернётся к идее с однократными взносами, то, скорее всего, повысит ставку на 2–3 п.п., что даст дополнительно 650–750 млрд рублей в год. Но повышение ставки налога на прибыль (даже на 0,5%, что немного), в отличие от windfall tax или НДПИ затрагивает всю экономику. Кроме того, в случае взимания "добровольного пожертвования" встаёт вопрос о справедливости распределения его бремени, поэтому крупный бизнес и выступает против. Правительство вроде бы склоняется к тому, чтобы платили только те, кто получил "сверхприбыль", скорее всего — компании нефтегазового сегмента и цветной металлургии. В итоге им придётся сокращать дивиденды и (или) инвестпрограмму, что нежелательно для бизнеса и инвесторов. Новость, скорее всего не будет сильно держать инвесторов в напряжении, отыгрывается краткосрочно, но если будет объявлено о том, что всё-таки крупный бизнес сделает взнос в бюджет, то вероятна новая волна коррекции на фондовом рынке". - Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global.
 
Автор: Виктория Грушевская
 
Источник: DP.ru, 11.02.2023

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики