Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Bloomberg оценило теневой флот России в 2,2 млрд долларов

Bloomberg оценило теневой флот России в 2,2 млрд долларов

Как говорится в публикации, Москва начала скупать танкеры еще в прошлом году. Теперь этот флот, с помощью которого Россия обходит западные санкции, стал проблемой для всего мира, поскольку стоимость фрахта выросла

Теневой флот российских нефтяных танкеров становится проблемой для других игроков рынка, пишет агентство Bloomberg. Оно оценивает его в 2,2 млрд долларов.

В прошлом году свыше 100 танкеров сменили владельцев, но кому они теперь принадлежат, неизвестно. Это данные портала VesselsValue, который отслеживает покупки и продажи судов по всему миру. Тот же портал подсчитал, что в 2022 году на расширение теневого флота топливных танкеров было потрачено чуть более 850 млн долларов и еще почти 1,5 млрд — на покупку судов для перевозки сырой нефти. Сложив эти числа, авторы публикации и получили 2,2 млрд.

Для перевозки нефти и нефтепродуктов на большие расстояния, например из России в Индию, нужны большие танкеры, не меньше Suezmax. Сколько таких судов можно купить за указанную в статье сумму и сколько нефти эти танкеры могут перевезти? Эти вопросы редакция Business FM задала главреду сетевого издания «Морской бюллетень» Михаилу Войтенко:

«Пятилетний Suezmax стоит 65 млн, а десятилетний — 50 млн. Но они берут все равно то, что старее, даже 50 млн. 40 Suezmax. Что с этим флотом можно сделать — зависит от поставок. Если они ежедневно, предположим, поставляют в Китай, в Индию (у меня где-то на задворках памяти, что вроде в Китай порядка 2 млн баррелей, а 2 млн баррелей — это у нас типа Suezmax) 2 млн баррелей, хватит ли 40 Suezmax? Если носиться с дальневосточных портов, то, может, и нормально. Но из черноморского — вряд ли. Не хватит. Надо больше челноков, я так понимаю».

Для понимания: в ноябре 2022 года, по оценке Международного энергетического агентства, Россия экспортировала свыше 8 млн баррелей нефти в сутки. И чтобы вывезти всю эту нефть, 40 танкеров класса Suezmax недостаточно. И даже если добавить сюда все танкеры, которые есть у «Совкомфлота», а их меньше 50, то всех этих судов хватило бы в лучшем случае на пару недель. А потом России пришлось бы прибегать к помощи иностранных перевозчиков, потому что танкеры, ушедшие с нефтью к потребителям в Индии и Китае, просто не успели бы вернуться в российские порты. Именно об этом агентство Bloomberg и сообщало на днях, отмечая, что теневого флота для экспорта всей российской нефти на азиатские рынки не хватает.

Что же касается стоимости фрахта, то, по данным Bloomberg, она подскочила более чем в пять раз, с 10 тысяч долларов в день до 55 тысяч для танкеров, перевозящих нефть через Атлантику. Насколько верны эти оценки, сказать сложно, но фрахт действительно подорожал. И для России тоже. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Раньше рынок был выстроен с точки зрения экономики. Из Приморска или Усть-Луги до Роттердама очень быстро можно было дойти или из Новороссийска в Южную Европу поставить очень тоже быстро. Поэтому так рынки были выстроены, поэтому мы поставляли много нефти в Европу. Теперь же все выстраивается с точки зрения политики. И для всех транспортное плечо существенно увеличивается. Мы отправляем на азиатские рынки, те, кто был на азиатских рынках, отправляют в Европу и так далее. Поэтому время в пути танкеров с любой нефтью увеличилось. Танкеры больше находятся в движении, соответственно, и количество танкеров нужно тоже увеличивать, чтобы перевезти прежние объемы в глобальном масштабе. Поэтому есть дефицит танкеров, и стоимость фрахта поднялась для всех».

По оценке трейдера Trafigura, российский теневой флот может насчитывать 600 судов, из которых 400 перевозят сырую нефть. Сюда, очевидно, входят и небольшие корабли, которые нет смысла отправлять в дальние рейсы — будет нерентабельно. Но это только оценки, точный размер теневого флота до сих пор неизвестен, отмечает Bloomberg.

Источник: BFM.RU, 18.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики