Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > WSJ: страны Северной Африки многократно нарастили импорт топлива из России

WSJ: страны Северной Африки многократно нарастили импорт топлива из России

Аналитики фиксируют резкий рост закупок Тунисом и Марокко российского топлива. И подчеркивают, что он совпал с наращиванием их собственного экспорта нефтепродуктов. Это вызвало опасения в смешивании и реэкспорте российской продукции

Страны Северной Африки стали «ненасытными покупателями» российских нефтепродуктов, которых Запад избегает, пишет The Wall Street Journal. Аналитики заметили, что африканские государства резко нарастили импорт топлива из России и экспорт своих нефтепродуктов в Европу.
Так, Марокко, по данным издания, закупившее в 2021 году около 600 тысяч баррелей дизельного топлива, только за первый месяц этого года увеличило его импорт до 2 млн баррелей. А в феврале, как ожидается, поступит еще более миллиона. Тунис в 2021 году практически не покупал нефтепродукты в России, но в последние месяцы буквально «поглощает» дизельное топливо, бензин, лигроин и газойль. В январе этого года он приобрел около 3 млн баррелей, в феврале импортирует еще более 3 млн. Всплеск спроса на российские нефтепродукты выявили также в Ливии, Египте и Алжире.

При этом увеличение импорта Тунисом и Марокко российского топлива совпало с наращиванием их собственного экспорта нефтепродуктов. Это вызвало опасения в смешивании и реэкспорте российской продукции.
Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Мы видим, что по нефтепродуктам идеальная картина, которая частично пока только складывается, это просто очень широкая диверсификация рынков сбыта, и в том числе за счет африканских стран. Если раньше мы довольно концентрированно продавали все в Европу, то теперь гораздо больше клиентов становится как таковых по количеству, и в том числе в Африке, потому что в Африке переработки, собственно, не так много, поэтому и дизель, и бензин частично где-то авиакеросин и мазут вполне можно там продавать. Просто север Африки более богатый и там автомобилизация лучше, соответственно, потребление нефтепродуктов есть уже сейчас. В Южной Африке тоже есть потребление нефтепродуктов, и Россия тоже туда должна выходить, просто, наверное, здесь немножко времени больше на это уйдет. По сырой нефти здесь большой вопрос, кто это будет брать. Я думаю, что, конечно, те страны Африки, где есть переработка, они заинтересованы в том, чтобы стать такой своеобразной Индией, только ближе к Европе. Они прекрасно видят, как Индия получает сверхдоходы, огромные деньги за счет того, что покупает российскую нефть со скидкой, перерабатывает ее и нефтепродукты продает Европе. Так, если у тебя тоже есть какие-то лишние мощности, почему бы не делать точно так же? Поэтому я думаю, что страны вполне заинтересованы в том, чтобы покупать российскую нефть, раз она идет со скидкой, перерабатывать. Нефтепродукты, полученные из российской нефти, считаются уже не российскими, на них не распространяется ни эмбарго стран Евросоюза, ни потолок цены, и ты сможешь все это реализовывать на европейском рынке. А свою нефть, которая у тебя высвобождается, ты вполне можешь продавать в сыром виде в ту же самую Европу и по более высоким ценам, чем сейчас Россия вынуждена продавать свою. Поэтому даже если ты находишься на самообеспечении по нефти и нефтепродуктам и ты сама страна-экспортер, все равно есть возможности сотрудничать с Россией. И России это тоже выгодно, не надо будет больше платить за транспортировку до Индии, поэтому вполне возможно и сотрудничать с Африкой, просто там, опять же, проблемы, даже на севере Африки, у них нет НПЗ, которые, как в Индии, были сразу заточены на экспорт. Вот Индия, Китай и ряд других стран изначально строили НПЗ на побережье для того, чтобы совершать такие схемы. Индия рассчитывала покупать саудовскую нефть, иракскую нефть и полученные нефтепродукты экспортировать. Китай то же самое делает. На севере Африки изначально таких заводов, заточенных под экспорт нефтепродуктов, в общем-то, нет в таких масштабах, как в Азии. Поэтому здесь всем выгодно сотрудничать с Россией, и африканским странам, но все-таки это довольно ограниченные объемы».

Топливные санкции западных стран против России вступили в силу 5 февраля: Евросоюз запрещает импорт российских нефтепродуктов и одновременно страны Евросоюза и G7 установили потолок цен на них. Теперь в ЕС выражают обеспокоенность из-за того, что торговля России со странами Магриба подрывает санкционные усилия Запада в отношении российского топлива.

Источник: BFM.RU, 26.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики