Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстану придется остановить экспорт газа в Китай

Казахстану придется остановить экспорт газа в Китай

Остановка экспорта газа в Китай — выход, чтобы Казахстан избежал дефицита топлива в следующий отопительный сезон.

«Дефицита газа в следующий осенне-зимний период не будет, он под контролем. Но только за счет отсутствия экспорта. С учетом роста потребления газа внутри Казахстана QazaqGaz не может рассчитывать на экспорт в следующий осенне-зимний период», — сказал на заседании общественного совета фонда «Самрук-Казына» зампредправления QazaqGaz Арман Касенов. Он подчеркнул, что приоритет отдается газоснабжению республики и только потом газ будет экспортироваться.

По данным нацкомпании, запасов газа в Казахстане хватит более чем на 100 лет. QazaqGaz привел статистику потребления и запасов.

«В 2022 году в Казахстане использован 21 млрд кубометров газа, экспортировано 5 млрд кубометров газа. В настоящее время запасы газа в стране равны 3,8 трлн кубометров. Это в 146 раз больше объема газа и экспортируемого газа, использованного в прошлом году. Основные запасы газа сосредоточены на четырех основных месторождениях: „Карачаганак“, „Тенгиз“, „Кашаган“ и „Жанажол“. Общий объем газа составляет 2,7 трлн кубометров», — говорится уже в информации фонда «Самрук-Казына», который является акционером QazaqGaz.

Нацкомпания рассматривает несколько проектов по газификации страны и увеличения мощности действующих газопроводов. В том числе строительство магистрали через негазифицированный восток Казахстана в Китай с участием «Газпрома». Арман Касенов заявлял, что все расчеты передали в российскую компанию.

Ранее в Казахстане рассматривали вариант увеличения экспорта газа в Китай, но при условии расширения ресурсной базы.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что ситуация в Казахстане открывает возможности увеличить поставки российского газа в Китай без масштабных инвестиций в строительство новой инфраструктуры: «То есть, быстро. Думаю, переговоры об этом ведутся».

Сейчас Россию и Казахстан связывает действующий газопровод Средняя Азия — Центр мощностью до 80 млрд кубометров. Он проходит через западную часть Казахстана, и по нему можно подавать объемы в магистраль Туркмения — Китай (55 млрд кубометров в год).

Восточный маршрут — не новый вариант. Москва и Астана обсуждают его уже достаточно давно.

«Мы переговоры до сих пор сейчас ведем. Как рабочий вариант, это через Барнаул, скорее всего, потом на север нашей территории и дальше разветвление между Павлодаром, Усть-Каменогорском, Семеем и так далее. Как вариант, его можно было бы использовать и для транзита, но данные переговоры еще не закончены», — говорил министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков в декабре прошлого года. По словам министра, казахская сторона оценивает мощность газопровода в 10 млрд кубометров: «В случае если будет интерес выражен для дополнительных каких-то объемов подачи на юг, можно было бы рассматривать и более мощную трубу, скажем более 20−30 млрд куб. м газа. Но это вопросы переговоров».

Замдиректора ФНЭБ сомневается, что имеет смысл строительство нового транзитного газопровода в Китай через Казахстан.

«Нужно утилизировать возможности имеющейся инфраструктуры. Плюс организация транзита в южном направлении», — полагает эксперт.

Источник: EADaily, 28.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики