Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстану придется остановить экспорт газа в Китай

Казахстану придется остановить экспорт газа в Китай

Остановка экспорта газа в Китай — выход, чтобы Казахстан избежал дефицита топлива в следующий отопительный сезон.

«Дефицита газа в следующий осенне-зимний период не будет, он под контролем. Но только за счет отсутствия экспорта. С учетом роста потребления газа внутри Казахстана QazaqGaz не может рассчитывать на экспорт в следующий осенне-зимний период», — сказал на заседании общественного совета фонда «Самрук-Казына» зампредправления QazaqGaz Арман Касенов. Он подчеркнул, что приоритет отдается газоснабжению республики и только потом газ будет экспортироваться.

По данным нацкомпании, запасов газа в Казахстане хватит более чем на 100 лет. QazaqGaz привел статистику потребления и запасов.

«В 2022 году в Казахстане использован 21 млрд кубометров газа, экспортировано 5 млрд кубометров газа. В настоящее время запасы газа в стране равны 3,8 трлн кубометров. Это в 146 раз больше объема газа и экспортируемого газа, использованного в прошлом году. Основные запасы газа сосредоточены на четырех основных месторождениях: „Карачаганак“, „Тенгиз“, „Кашаган“ и „Жанажол“. Общий объем газа составляет 2,7 трлн кубометров», — говорится уже в информации фонда «Самрук-Казына», который является акционером QazaqGaz.

Нацкомпания рассматривает несколько проектов по газификации страны и увеличения мощности действующих газопроводов. В том числе строительство магистрали через негазифицированный восток Казахстана в Китай с участием «Газпрома». Арман Касенов заявлял, что все расчеты передали в российскую компанию.

Ранее в Казахстане рассматривали вариант увеличения экспорта газа в Китай, но при условии расширения ресурсной базы.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что ситуация в Казахстане открывает возможности увеличить поставки российского газа в Китай без масштабных инвестиций в строительство новой инфраструктуры: «То есть, быстро. Думаю, переговоры об этом ведутся».

Сейчас Россию и Казахстан связывает действующий газопровод Средняя Азия — Центр мощностью до 80 млрд кубометров. Он проходит через западную часть Казахстана, и по нему можно подавать объемы в магистраль Туркмения — Китай (55 млрд кубометров в год).

Восточный маршрут — не новый вариант. Москва и Астана обсуждают его уже достаточно давно.

«Мы переговоры до сих пор сейчас ведем. Как рабочий вариант, это через Барнаул, скорее всего, потом на север нашей территории и дальше разветвление между Павлодаром, Усть-Каменогорском, Семеем и так далее. Как вариант, его можно было бы использовать и для транзита, но данные переговоры еще не закончены», — говорил министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков в декабре прошлого года. По словам министра, казахская сторона оценивает мощность газопровода в 10 млрд кубометров: «В случае если будет интерес выражен для дополнительных каких-то объемов подачи на юг, можно было бы рассматривать и более мощную трубу, скажем более 20−30 млрд куб. м газа. Но это вопросы переговоров».

Замдиректора ФНЭБ сомневается, что имеет смысл строительство нового транзитного газопровода в Китай через Казахстан.

«Нужно утилизировать возможности имеющейся инфраструктуры. Плюс организация транзита в южном направлении», — полагает эксперт.

Источник: EADaily, 28.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики