Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что происходит с ценами на российскую нефть?

Что происходит с ценами на российскую нефть?

Новый порядок мониторинга цен на нефть позволит отслеживать реальную стоимость продажи российского сырья, сообщили в Минэнерго. Теперь власти будут учитывать данные Петербургской биржи и ФТС. Ранее Минфин сообщил о средней стоимости нефти российской марки Urals за последние два месяца

Минфин сообщает о средней цене на российскую нефть регулярно. И, в общем-то, за последние месяцы эти данные особо не меняются. В январе-феврале было около 50 долларов за баррель. Это, конечно, чуть ли не в два раза дешевле, чем было в феврале 2022 года, но тогда еще не было нефтяных санкций, а Россия продолжала напрямую поставлять сырье в Европу.

За год все кардинально поменялось: главные покупатели российской нефти, которая идет по морю, — в Азии, а РФ, возможно, продает туда нефть с серьезным дисконтом. Но механизм продажи и перевозки стал непрозрачен, а Минфин до последнего ориентировался на данные агентства Argus, которое отслеживает информацию в европейских гаванях. Но поскольку теперь перевозки запрещены, то и отслеживать особо нечего. Продолжает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Цена на российскую нефть сорта Urals, на которую ориентируется Минфин, то есть это данные компании Argus, осталась такая же, как в январе, никаких изменений не произошло. Те же 49,5 доллара за баррель. В среднем колебания находятся между 45 и 55 долларами. Скорее всего, примерно такие же показатели мы увидим в ближайшие месяцы. Потому что, судя по той методологии, которую использует Argus, никаких серьезных изменений в этой динамике не будет в ближайшее время. Argus видит далеко не всю картину рынка, он вообще ориентируется на единичные сделки».

Зато теперь Минэнерго утвердило новую систему мониторинга цен на российскую экспортную нефть. Будут учитываться данные и агентства Argus, и Санкт-Петербургской биржи, и таможенной службы. Система эта начнет действовать в марте. Так что, вероятно, в апреле станет известна более приближенная к реальности цифра. Но недавно европейские аналитики сообщили, что, несмотря на санкции, они не считают скидки на российскую нефть такими большими, как они отражены в оценочной стоимости марки Urals. Кроме того, Россия в марте сокращает добычу, хотя и ненамного, но это тоже явно может повлиять на цены. Reuters сообщило, что доходы России от экспорта нефти и газа сократились почти на 40%. Но это если брать данные по сравнению с январем 2022 года, так что все логично.

Есть две стратегии, чтобы повлиять на стоимость российского сырья, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Первая — максимизировать добычу и сохранять присутствие на рынке. Вторая — играть в уменьшение добычи вплоть до того уровня, когда Россия уже будет независима от западных перевозчиков, и рассчитывать на рост цены. Это стратегия рискованная, у меня такое ощущение, что руководители страны на это не пойдут. Что касается денег в разрезе сравнения с предыдущими годами, там ситуация была другая, в том числе ценовая. Является ли это критическим ударом для России? Нет, не является. Во времена ковида цены были еще ниже, а сокращение добычи было еще больше. Тем не менее российская нефтяная индустрия выстояла, как и экономика страны в целом».

Наконец, Bloomberg недавно сообщило, что Россия впервые за пять лет отправляет нефть в Западную Африку. В частности, танкер прибыл в Гану. Нефть предполагалось перекачать в резервуары. А вот что с ней будет дальше — неизвестно. Вполне вероятно, что оттуда она потом уйдет каким-то покупателям, ведь Гана и сама экспортер сырой нефти, хотя и небольшой. Но теперь, возможно, поставки ганско-российской нефти увеличатся. Но правда все равно мало кому известна, российские данные засекречены, а разные агентства и аналитики полную картину все равно сейчас не покажут.

Источник: BFM.RU, 02.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики