Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ближний Восток: обретение новой субъектности

Ближний Восток: обретение новой субъектности

В среду, 1 марта, завершилась XII Ближневосточная конференция клуба «Валдай». В ходе последнего дня конференции участники обсудили важнейшие тренды в области энергетики и приоритеты внешней политики ключевых стран Ближнего Востока.

Константин Симонов, модератор сессии «Ключевые тренды в области энергетики: ОПЕК+, роль России, переформатирование мирового рынка», констатировал, что Россия, столкнувшись с ценовым порогом на нефть, неплохо реагирует на введённые ограничения, а сотрудничество в рамках ОПЕК+ является для неё очень значимым. Он предложил спикерам обсудить будущее нефтяной сделки, а также ответить на вопрос, почему страны Ближнего Востока не стремятся заместить российских поставщиков на западноевропейских рынках, а вступают в схемы, помогающие России сбывать свою нефть.

Хайла Аль-Мекаими, профессор факультета политологии Университета Кувейта, отметила, что отношения стран Персидского залива с Россией не ограничиваются энергетическим рынком. Эти страны настроены на сохранение баланса в своей политике, в том числе по отношению к украинскому кризису, и на сохранение стабильности энергетического рынка. Между тем западные государства в 2022 году сделали всё для того, чтобы нарушить эту стабильность. Потребление энергоносителей выросло, повысились цены, что влияет на энергетическую и продовольственную безопасность. Вопрос о том, как Европе балансировать свою энергетическую безопасность и требования зелёной повестки, остаётся открытым. Тем временем спрос на ископаемое топливо (в том числе уголь, что является новым фактором) не только сохраняется, но и растёт.

По мнению Марселя Салихова, президента Института энергетики и финансов, Россия и Запад ведут «энергетическую войну», в которой обе стороны демонстрируют большую устойчивость, чем ожидалось. Добыча нефти в России не только не сокращается, но и растёт, а европейские рынки сумели адаптироваться к сокращению поставок газа из России. Причина в том, что рыночные механизмы работают; рынок и нефтяная отрасль приспособились к новым условиям. Оказалось, что на рыночные инструменты опираются прежде всего те страны, которые Запад традиционно воспринимает как «недостаточно рыночные», в то время как сам Запад прибегает к нерыночным мерам – санкциям, эмбарго, национализации активов и т. д. Всё это не остаётся незамеченным в странах – производителях углеводородов.

Это подтвердил Мохаммед Ихсан, приглашённый старший научный сотрудник Королевского колледжа Лондона. По его словам, страны Ближнего Востока необязательно поддерживают Россию в её конфликте с Западом: они прежде всего защищают себя, а это трактуется на Западе как поддержка и вызывает всё новое давление. Конфликт на Украине и его международные последствия позволили странам ОПЕК утвердить свой суверенитет, полагает Ихсан.

Абдулла Аль-Фарадж, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований (Саудовская Аравия), поделился своим видением сделки ОПЕК+. По его словам, сегодня доля нефти в мировом энергетическом балансе составляет 29 процентов, а к 2050 года опустится до 24 процентов. Это значит, что группа ОПЕК+ сможет играть важную роль на энергетическом рынке в ближайшие пару десятилетий. Что касается политики Саудовской Аравии, то она неизменна: страна стремится обеспечивать прежде всего свои интересы. 

Отвечая на вопрос о том, как Россия справляется с западным эмбарго на её нефть, Павел Сорокин, первый заместитель министра энергетики Российской Федерации, подчеркнул, что большая часть мира не принимает введённых ограничений. Рынок для российских нефти и нефтепродуктов есть, просто он распределился. Потребность в традиционных энергоресурсах не только сохраняется на доковидном уровне, но и растёт. Поэтому на плечи ОПЕК+ ложится миссия по обеспечению достаточного предложения энергии на горизонте 15-20 лет. Перед странами-производителями встаёт и новый вызов: обеспечение технологического суверенитета. Добиться независимости по ключевым технологиям можно только в кооперации, подчеркнул замминистра. То же самое касается и обслуживающей инфраструктуры (в том числе финансовой и консалтинговой).

Источник: Валдай, 02.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики