Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под вливанием обстоятельств

Под вливанием обстоятельств

Как будет высчитываться средняя стоимость нефти на продажу

Минэнерго утвердило порядок определения средней цены экспортной нефти. Предполагается, что механизм позволит решить проблему с наполнением бюджета. При сборе информации начнут использовать данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, агентства Argus и Таможенной службы. В этом случае при расчетах стоимости сырья будет учитываться не только цена Urals, но еще и восточносибирской нефти.

Последний сорт активно поставляется в Азию через дальневосточный порт. По данным Минфина, в феврале баррель Urals стоил $49,5, в то время как восточносибирская нефть в январе продавалась за $60. А по оценкам иностранных аналитиков, сейчас ее цена может превышать $70. Механизм, предложенный Минэнерго, действительно будет отражать реальные суммы сделок, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но применяться на практике он пока не будет, считает эксперт:

«Минэнерго пытается все-таки пойти от отрасли, а не рубануть с плеча. Оно предлагает действительно посчитать цены. Что важно отметить, пока речь идет только о том, чтобы создать некий бенчмарк, некий ценовой ориентир. Если это сработает, и он будет отражать реальную стоимость, последует постановление правительства о том, что вот эту среднюю цену Минфин должен вкладывать в свою формулу при определении экспортной пошлины и НДПИ.

Сейчас министерство, по сути, обязано использовать котировки агентства Argus, которое дает средний показатель в $50 за баррель и уверяет, что именно эта цифра фигурирует в порту Роттердама и на Сицилии, хотя туда с 5 декабря нашу нефть поставлять морским транспортом нельзя физически. Что касается отличия данных Минэнерго и Argus, у первого цена будет выше, поскольку агентство отслеживает как бы Urals как бы в портах Европы.

Предлагаемый Министерством энергетики механизм учитывает и котировки сорта ВСТО, который стоит значительно дороже Urals, больше $80 за баррель.

У них скидка от эталона ближневосточной нефти буквально пара долларов, то есть довольно стандартная картина. Для государства это выгоднее. Чем больше средняя цена, тем больше по формуле получается экспортная пошлина и НДПИ».

Налоговые платежи для нефтяных компаний формируются именно исходя из средней стоимости сырья, которую озвучивает Минфин. А последние два месяца котировки остаются ниже $50 за баррель. Из-за этого в феврале, по прогнозам ведомства, бюджет мог недополучить 108 млрд руб. нефтегазовых доходов. Это заставило власти принять закон, который к лету должен ограничить скидку на Urals по сравнению с эталонной Brent $25. При этом сейчас она составляет $33.

Как отмечает замглавы экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, эта мера предполагает более аккуратный подход, который не приведет к убыткам у некоторых экспортеров: «Проблема есть. Но мы видим удивительную стабильность котировки, несмотря на достаточно турбулентную ситуацию на мировом нефтяном рынке. Низкие цены на Urals, конечно, беспокоят Минфин.

Разница в цене ВСТО и Urals может составлять $15-20 и больше, что вызывает дополнительное беспокойство и желание привязаться к какому-то другому бенчмарку, чтобы избежать супердисконтного характера стоимости Urals.

При этом по инициативе министерства был принят закон о предельной скидке при определении цены на нефть. В нем заложены достаточно осторожные темпы снижения дисконта — по $3 каждый месяц. Мы понимаем, что резкое сокращение, с одной стороны, сразу бы привело к увеличению доходов бюджета, с другой — поставило бы некоторых нефтяников в сложное положение, поскольку они оказались бы перед выбором, сокращать добычу или искать на рынке компании, которые будут готовы у них купить по такой стоимости сырье». 

Как отмечают аналитики, после вступления в силу санкций против российской нефтяной отрасли рынок стал крайне непрозрачным. Во многом это следствие того, что из-за отсутствия доступа к услугам европейских перевозчиков экспортеры стали активно использовать теневой флот, который перевозит сырье в Азию. Благодаря этому сама нефть может продаваться существенно дороже $60.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 02.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики