Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Ключевая задача России – получить собственные технологии сжижения природного газа

Игорь Юшков: Ключевая задача России – получить собственные технологии сжижения природного газа

Азиатские рынки станут основными потребителями российского СПГ после того, как Россия создаст систему круглогодичной проходки по Северному морскому пути, считает эксперт финансового университета при правительстве РФ Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
 
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
 
Вице-премьер РФ Александр Новак заявил о необходимости нарастить экспорт СПГ на 34 млн тонн в год. Минэнерго при поддержке Минпромторга предстоит разработать "дорожную карту" проекта с долей отечественных технологий в 80% от потребности отрасли.
 
- Игорь, как будет решаться проблема разработки собственных технологий производства оборудования для СПГ? 
- Это действительно большая проблема. У нас есть технологии и предприятия, которые производят оборудование для малотоннажных и среднетоннажных СПГ-заводов. "Новатэк" реализовал свой проект среднетоннажного СПГ, это четвертая очередь проекта "Ямал СПГ" на 0,9 млн тонн. 
Среднетоннажные мы более-менее научились делать, но возникает вопрос, если массово начать их производить, смогут ли предприятия дать достаточный объем оборудования?
Но крупнотоннажные заводы мы пока не можем делать сами. У нас всего два таких завода: один на Сахалине, который построила Shell, и проект "Ямал СПГ", который был реализован на базе американской технологии.
До санкций успели оставить оборудование для сжижения, а турбины американская компания Baker Hughes отказалась отгрузить. Видимо, оборудования не хватило даже для первой очереди. Ее планировали запустить в декабре 2023 года, но сейчас непонятно, будет ли она запущена.
Поэтому технологические проблемы у нас есть. Что считает Новак по поводу объемов запуска, сказать сложно. Но ближайшие проекты примерно так и выходят: это три очереди "Арктик СПГ-2" суммарно на 20 млн тонн СПГ ежегодно, "Обский СПГ" примерно на 5-6 млн тонн и, возможно, проект в Усть-Луге на 10-12 млн тонн. 
Но пока все эти проекты находятся в подвешенном состоянии, потому что они изначально проектировались под западное оборудование. Но Евросоюз ввел санкции и запретил поставки.
Как теперь они будут реализованы, сказать сложно. Скорее всего, сроки запуска сдвинутся. Хотя "Новатэк" говорит, что "Арктик СПГ-2" он запустит по первоначальным срокам: в 2023-м – первая очередь, вторая — в 2024-м, третья — в 2026 году.
Посмотрим, насколько им удастся импортозаместиться. Ключевая задача – получить собственные технологии сжижения природного газа.
 
- Можно ли говорить, что уход европейских партнеров из российских СПГ-проектов стал катастрофичным для отрасли? 
 
- Я бы не сказал, что это катастрофично, мы и раньше не делали сами оборудование для крупнотоннажных СПГ-заводов. Но и самих проектов было немного. 
То, что находится в стадии строительства, — это вторая и третья очереди "Арктик СПГ-2" и "Обский СПГ". Проект "Газпрома" в Усть-Луге, это газоперерабатывающий комплекс и смежный СПГ-завод, находится в начальной стадии, там идут только земляные работы.
Насколько это катастрофа — сказать сложно, но мы действительно не можем сами построить крупнотоннажный завод.
 
- Кто станет основным потребителем российского СПГ? 
 
- Предполагалось, что для кластера, который создает "Новатэк" на Ямале и Гыдане, основными рынками станут азиатские после того, как Россия создаст систему круглогодичной проходки по Северному морскому пути.
Это растущие рынки, они всегда были премиальными, кроме 2022 года. Если мы говорим про завод в Усть-Луге, то, наверное, он ориентируется на западную и южную Европу и Южную Америку.
Здесь идет речь идет о конкуренции, прежде всего с США, которые вышли на первое место по объемам производства СПГ в мире, Катаром и Австралией. Причем в будущем это скорее всего США и Катар, они заложили много заводов по сжижению природного газа. Они точно будут увеличивать объемы производства с 2026 по 2030 годы, а в Австралии новых проектов нет.
Австралия, скорее, — конкурент на рынках Юго-Восточной Азии, потому что там короткое транспортное плечо.
 
- Какими конкурентными преимуществами обладает российский СПГ? 
 
- Это низкая себестоимость добычи и производства СПГ. Чтобы получить СПГ, нужно охладить газ до минус 162 градусов. Одно дело, когда охлаждаешь его в Катаре, когда на улице плюс 40, а другое – на Ямале и Гыдане, при минус 50.
Энергии тратится меньше, поэтому заводы работают с превышением проектной мощности. Например, у "Ямал СПГ" — проектная мощность 17,4 млн тонн, а в прошлом году он произвел 21 млн тонн.
Слабой стороной российских проектов является большое транспортное плечо. Приходится пробиваться через суровую Арктику и танкеры нужны ледового класса.На Сахалине — проще, там субарктическая зона, нет льдов и короткое транспортное плечо, весь свой СПГ он продает в Японию и Южную Корею. Но изначально рассчитывали, что СПГ будет развиваться в Арктике на Ямале и Гыдане.
 
Автор: Денис Рудометов
 
Источник: Украина.ру, 07.03.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики