Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Западе не ожидали «упрямства» российской нефтяной отрасли

На Западе не ожидали «упрямства» российской нефтяной отрасли

Как считают в S&P, Россия сможет поддерживать уровни добычи куда дольше, чем надеялись западные наблюдатели. Как заявил вице-председатель S&P Global Дэниэл Ергин, «спад будет, но он будет более медленным». Тем не менее технологический голод отрасли реален, и можно ли утолить его через другие рынки?

«Российская нефтедобыча будет упрямствовать», — пишет в заголовке Bloomberg. Согласно статье, западные ожидания по показателям российской нефтедобычи не оправдались, несмотря на выход из страны почти всех западных игроков. Как заявил агентству вице-председатель S&P Global Дэниэл Ергин, «спад будет, но он будет более медленным», и «того обвала, который прогнозировали год назад», не произойдет. О ситуации в российской нефтедобыче говорит заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Если говорить о каких-то критических технологиях, которые были недоступны российским компаниям, то это в основном шельф. Прежде всего в Арктике и на Сахалине. Вот где действительно была зависимость. Она в какой-то мере остается, потому что собственных технологий России не хватает. Если говорить про Арктику, то их вообще нет в мире. Здесь было необходимое международное сотрудничество, прежде всего с западными компаниями. Если отбросить шельф и отдельные категории трудноизвлекаемых запасов нефти, то тут зависимость от иностранных технологий и особенно от инвестиций. Нефтедобыча была невысокая, она такой и осталась. Поэтому то, что уход западных компаний особо никак не повлиял, неудивительно. В целом проблема, конечно, есть, и она будет постепенно увеличиваться. Я думаю, что запас прочности у нефтяной отрасли есть еще на два-три года. А после этого, естественно, могут начаться серьезные технологические проблемы, связанные прежде всего с разработкой трудноизвлекаемых запасов. И это, с теоретической точки зрения, может привести к концу 2020-х годов к сокращению добычи именно в силу технологических ограничений. Я думаю, что это падение вряд ли превысит 10-15%. И то оно будет только в условиях, если отношения с западными странами в принципе не восстановятся и все ограничения останутся на сегодняшнем уровне».

В феврале Россия объявила о сокращении добычи на 500 тысяч баррелей в сутки, но не из-за дефицита технологий. Как выразились в Минэнерго, решение будет способствовать «восстановлению рыночных отношений» на фоне санкций Запада. Тем не менее технологический голод отрасли реален, и можно ли утолить его через другие рынки? Рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Во-первых, все-таки Россия даже не Иран. Россия — страна, которая имеет очень масштабный собственный научно-технический комплекс. При всех наших минусах, отъездах ученых за границу и очень многих прочих проблемах, которые у нас наблюдаются, все равно у нас есть своя инженерная школа. Западные лидеры могли предлагать наилучшее решение, самое лучшее в текущих обстоятельствах. Но наши решения могли быть просто хорошими. Что называется, gets the job done. Просто работа делается, может быть, не самым оптимальным способом, но делается. Так что у нас есть сейчас возможность для импортозамещения. Более того, что касается китайцев, у них многие технологии, сопоставимые с американскими. Некоторые китайские компании в области нефтесервиса уже в России работают. Например, есть такая компания Honghua Group, которая работает с российскими нефтяниками уже давно. Это что-то типа Xiaomi в сфере смартфоностроения, только в нефтегазовом секторе. Я думаю, что другие компании будут подтягиваться. Да, это может занять время, но решение в области нефтегазового сервиса и решение по другим сегментам экономики — авиации или микроэлектроники — в конечном счете будут найдены».

Также S&P прочит России трудности с извлечением природного газа. По оценкам компании, пик российской газодобычи может наступить даже раньше нефтяного из-за больших технологических потребностей отрасли. Несмотря на прогнозы, в Минэнерго добычу планируют только увеличивать. Как заявил ранее глава ведомства Александр Новак, Россия рассчитывает довести производство СПГ до 100 млн тонн к 2035 году.

Источник: BFM.RU, 09.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики