Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Преодолеть дефицит не получится: как "картель покупателей" в ЕС скажется на рынке газа

Преодолеть дефицит не получится: как "картель покупателей" в ЕС скажется на рынке газа

В ЕС заявляют, что совместные закупки газа направлены на снижение зависимости от поставок из РФ. Станет ли создание "картеля покупателей" спасением Европы от очередного энергетического кризиса?
 
Евросоюз договорился запустить с апреля текущего года "картель покупателей" газа, который призван объединить частные компании или правительства в вопросе закупок "голубого топлива" у мировых поставщиков, заявил на этой неделе вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович.
 
Ожидается, что первые сделки в рамках "картеля" будут заключаться уже в июне 2023 года, когда начнется активный период заполнения газохранилищ.

Попытки сбежать от российского газа

В ЕС сообщают, что главная цель создания "картеля покупателей" – это отказ от российского газа и получение новых источников "голубого топлива". Однако все предыдущие попытки отказаться от российского газа привели к тому, что трубопроводный газ из РФ частично был заменен на российский сжиженный.
 
Так, по итогам 2022 года Россия заняла третье место по поставкам СПГ в Европу, уступив США и Катару – за прошлый год экспорт российского сжиженного газа в европейском направлении вырос на более чем 20% до 17 млн тонн.
 
В Европе ожидают, что новая платформа по закупке газа позволит заключать больше краткосрочных контрактов СПГ для замещения поставок из России. Однако реальное положение вещей заключается в том, что мощности по производству сжиженного газа уже в прошлом году работали на максимуме и в ближайшей перспективе резко увеличить производство не получится из-за отсутствия свободных мощностей добычи газа и сжижения.

Совместные закупки не помогут преодолеть дефицит

Какие-то варианты совместных закупок газа в Европейском союзе анонсировались уже давно, даже до 2022 года, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. Так, по словам эксперта, среди обсуждений было также предложение о том, чтобы все контракты утверждались Европейской комиссией. То есть подразумевалось создание некого европейского госфонда, который бы вмешивался в рыночную ситуацию.
 
"Думаю, что сейчас они договорятся о закупках небольшого объем газа. В прошлом году они говорили про 15 млрд кубометров, возможно в этом году договорятся о других объемах, чтобы они закупались совместно, через какие-то общие механизмы на базе институтов ЕС или каких-то бизнес ассоциаций", – рассказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
Создание такой платформы может дать возможность настаивать на более выгодной цене для покупателя, и возможно какие-то продавцы на это согласятся, например, Катар, Норвегия или США, считает экономист.
 
"Но, я думаю, что все равно данное решение о каких-то небольших закупках газа глобально ничего не изменят. Потому что если есть глобальная цель снова запускать энергоемкое производство в Европе, то надо решать вопрос о приходе дополнительных крупных объемов газа в ЕС. И эта проблема не решится без России как минимум на горизонте нескольких лет", – считает эксперт.

Проблемная инициатива

Евросоюз неоднократно в течение мирового энергетического кризиса поднимал вопрос о совместных закупках газа, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
 
"Для формирования системы совместных закупок ЕС начал создавать методику мониторинга мировых цен на СПГ. Одновременно с этим производится попытка изменить "биржевой эталон", на который ориентируются поставщики в рамках долгосрочных контрактов. Пока, насколько мне известно, совместные закупки должны коснутся примерно 15% спроса", – поделился мнением Фролов в интервью агентству.
 
По его словам, эта инициатива представляется проблемной сразу по двум направлениям. Первое — сохранение принципов ценообразования на европейском рынке. ЕС не отказывается от биржевого принципа ценообразования и не возвращается к нефтяной индексации, пояснил Фролов.
 
"Второе — объем предложения в мировом масштабе. Никто из поставщиков не корректирует свои планы в зависимости от изменения размера (количества) покупателя. По большому счету, для поставщиков не столь важно — десять компаний будут закупать у них газ или одна", - рассказал Фролов.
 
Разумеется, отметил эксперт, у более крупного игрока есть возможности добиться более выгодных условий, но для этого ему надо что-то предложить, кроме количества покупателей.
"Нельзя просто выйти на рынок и заявить, что поставщики вам должны делать скидки только по той причине, что вы готовы взять большой объем газа, так как суммарная емкость европейского рынка при этом не вырастет. И, еще раз подчеркну, не изменятся принципы ценообразования", – добавил он.
 
При этом, эксперт полагает, что руководство ЕС заявит о невероятных успехах системы совместных закупок, так как внедряют ее в период снижения цен.
 
"Еврокомиссия не откажет себе в удовольствии поиграть с причинно-следственными связями. А вот если в середине текущего года котировки в Азии вновь пойдут вверх, то рынок Европы ждет еще один ценовой скачок. И размер покупателя никак его остановить не сможет", – резюмировал Фролов.

Конец рынка газа

По словам заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности РФ Алексея Гривача, создание данной площадки может означать конец рынка газа.
 
"Честно говоря, они, наверное, и сами пока не знают, как это будет работать. Нужно подождать публикации регламента, но уже сейчас можно сказать, что все эти декларации - мол, ЕС строит свободный рынок газа и предлагает другим странам соответствовать этим высоким рыночным стандартам, выброшены на помойку вполне официально", – рассказал Гривач Sputnik Азербайджан.
 
Эксперт считает, что национализация активов, механизм ограничения рыночных цен и, наконец, картель покупателей – это конец рынка газа.

"Теперь на любые инициативы ЕС в этой сфере можно отвечать, что они не являются теперь стандартом рыночной экономики", – резюмировал Гривач.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 10.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики