Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Преодолеть дефицит не получится: как "картель покупателей" в ЕС скажется на рынке газа

Преодолеть дефицит не получится: как "картель покупателей" в ЕС скажется на рынке газа

В ЕС заявляют, что совместные закупки газа направлены на снижение зависимости от поставок из РФ. Станет ли создание "картеля покупателей" спасением Европы от очередного энергетического кризиса?
 
Евросоюз договорился запустить с апреля текущего года "картель покупателей" газа, который призван объединить частные компании или правительства в вопросе закупок "голубого топлива" у мировых поставщиков, заявил на этой неделе вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович.
 
Ожидается, что первые сделки в рамках "картеля" будут заключаться уже в июне 2023 года, когда начнется активный период заполнения газохранилищ.

Попытки сбежать от российского газа

В ЕС сообщают, что главная цель создания "картеля покупателей" – это отказ от российского газа и получение новых источников "голубого топлива". Однако все предыдущие попытки отказаться от российского газа привели к тому, что трубопроводный газ из РФ частично был заменен на российский сжиженный.
 
Так, по итогам 2022 года Россия заняла третье место по поставкам СПГ в Европу, уступив США и Катару – за прошлый год экспорт российского сжиженного газа в европейском направлении вырос на более чем 20% до 17 млн тонн.
 
В Европе ожидают, что новая платформа по закупке газа позволит заключать больше краткосрочных контрактов СПГ для замещения поставок из России. Однако реальное положение вещей заключается в том, что мощности по производству сжиженного газа уже в прошлом году работали на максимуме и в ближайшей перспективе резко увеличить производство не получится из-за отсутствия свободных мощностей добычи газа и сжижения.

Совместные закупки не помогут преодолеть дефицит

Какие-то варианты совместных закупок газа в Европейском союзе анонсировались уже давно, даже до 2022 года, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. Так, по словам эксперта, среди обсуждений было также предложение о том, чтобы все контракты утверждались Европейской комиссией. То есть подразумевалось создание некого европейского госфонда, который бы вмешивался в рыночную ситуацию.
 
"Думаю, что сейчас они договорятся о закупках небольшого объем газа. В прошлом году они говорили про 15 млрд кубометров, возможно в этом году договорятся о других объемах, чтобы они закупались совместно, через какие-то общие механизмы на базе институтов ЕС или каких-то бизнес ассоциаций", – рассказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
Создание такой платформы может дать возможность настаивать на более выгодной цене для покупателя, и возможно какие-то продавцы на это согласятся, например, Катар, Норвегия или США, считает экономист.
 
"Но, я думаю, что все равно данное решение о каких-то небольших закупках газа глобально ничего не изменят. Потому что если есть глобальная цель снова запускать энергоемкое производство в Европе, то надо решать вопрос о приходе дополнительных крупных объемов газа в ЕС. И эта проблема не решится без России как минимум на горизонте нескольких лет", – считает эксперт.

Проблемная инициатива

Евросоюз неоднократно в течение мирового энергетического кризиса поднимал вопрос о совместных закупках газа, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
 
"Для формирования системы совместных закупок ЕС начал создавать методику мониторинга мировых цен на СПГ. Одновременно с этим производится попытка изменить "биржевой эталон", на который ориентируются поставщики в рамках долгосрочных контрактов. Пока, насколько мне известно, совместные закупки должны коснутся примерно 15% спроса", – поделился мнением Фролов в интервью агентству.
 
По его словам, эта инициатива представляется проблемной сразу по двум направлениям. Первое — сохранение принципов ценообразования на европейском рынке. ЕС не отказывается от биржевого принципа ценообразования и не возвращается к нефтяной индексации, пояснил Фролов.
 
"Второе — объем предложения в мировом масштабе. Никто из поставщиков не корректирует свои планы в зависимости от изменения размера (количества) покупателя. По большому счету, для поставщиков не столь важно — десять компаний будут закупать у них газ или одна", - рассказал Фролов.
 
Разумеется, отметил эксперт, у более крупного игрока есть возможности добиться более выгодных условий, но для этого ему надо что-то предложить, кроме количества покупателей.
"Нельзя просто выйти на рынок и заявить, что поставщики вам должны делать скидки только по той причине, что вы готовы взять большой объем газа, так как суммарная емкость европейского рынка при этом не вырастет. И, еще раз подчеркну, не изменятся принципы ценообразования", – добавил он.
 
При этом, эксперт полагает, что руководство ЕС заявит о невероятных успехах системы совместных закупок, так как внедряют ее в период снижения цен.
 
"Еврокомиссия не откажет себе в удовольствии поиграть с причинно-следственными связями. А вот если в середине текущего года котировки в Азии вновь пойдут вверх, то рынок Европы ждет еще один ценовой скачок. И размер покупателя никак его остановить не сможет", – резюмировал Фролов.

Конец рынка газа

По словам заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности РФ Алексея Гривача, создание данной площадки может означать конец рынка газа.
 
"Честно говоря, они, наверное, и сами пока не знают, как это будет работать. Нужно подождать публикации регламента, но уже сейчас можно сказать, что все эти декларации - мол, ЕС строит свободный рынок газа и предлагает другим странам соответствовать этим высоким рыночным стандартам, выброшены на помойку вполне официально", – рассказал Гривач Sputnik Азербайджан.
 
Эксперт считает, что национализация активов, механизм ограничения рыночных цен и, наконец, картель покупателей – это конец рынка газа.

"Теперь на любые инициативы ЕС в этой сфере можно отвечать, что они не являются теперь стандартом рыночной экономики", – резюмировал Гривач.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 10.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики