Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США испугались, что Россия вытеснит их СПГ из Европы

США испугались, что Россия вытеснит их СПГ из Европы

В Еврокомиссии задумались о том, чтобы запретить поставки российского сжиженного газа

В Евросоюзе задумались об отказе от российского сжиженного природного газа (СПГ). Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон 9 марта призвала европейские компании не продлевать долгосрочные контракты на покупку СПГ из России после их истечения, чтобы дать «надежным партнерам» долгосрочную гарантию того, что в ЕС сохранится значительный спрос на их газ.

Под «надежными партнерами» следует, в первую очередь, понимать США, которые давно мечтали занять европейский газовый рынок и после диверсии на «Северных потоках» значительно упрочили свои позиции.

Призыв Симсон подоспел очень своевременно, ведь, несмотря на падение поставок трубопроводного газа из России в ЕС и обязательства через несколько лет полностью отказаться от каких бы то ни было российских энергоресурсов, сейчас импорт российского СПГ в Европу растет.

Более того, по данным Института Брейгеля в Брюсселе Евросоюз купил в прошлом году максимальный с 2019 года объем российского сжиженного газа — 19,2 млрд кубометров, что на 35% больше 2021 года.

Это также делает ЕС вторым по величине потребителем СПГ для России. В 2023, как говорят эксперты, несмотря на введение запретов на нефть и различные потолки цен, продажи СПГ из России по-прежнему идут свободно, без признаков снижения спроса. Видимо, это не устраивает США, которые могут снова оказаться в положении догоняющих на европейском рынке.

Европа в 2022 году нарастила импорт сжиженного природного газа (СПГ) на 60%, до 121 млн т. Об этом говорится в отчете Shell по рынку СПГ, опубликованном 16 февраля на сайте компании. Получается, что на российский сжиженный газ пришлась одна шестая этого объема.

Учитывая, что Россия, как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, сможет увеличить производство СПГ до 100 млн тонн в год в течение следующих семи лет, она способна стать одним из ведущих экспортеров в мире и одним из главных конкурентов США, в том числе и на том же европейском рынке.

Так что беспокойство Евросоюза и их партнеров вполне понятно, да и ситуация получается абсурдная — один газ запрещаем, другой — покупаем. Пока что рекомендации ЕК не продлевать долгосрочные контракты с российскими поставщиками СПГ носят рекомендательный характер, но многие из этих соглашений действуют до 2030 года. Поэтому вполне вероятно, что европейцы и американцы в ближайшем будущем озаботятся и механизмом запрета российского СПГ.

Правда, как заявил Bloomberg эксперт по энергетике Стивен Стапжински, запретить береговой инфраструктуре принимать грузы из России тяжелее всего, так как потребуется отсортировка поставок, что замедлит их прием, а уже поставленное и регазифицированное сырье «теряется» в общем объеме газа на торговых площадках, таких как TTF. Поэтому перекрыть поток сжиженного сырья из конкретной страны с помощью санкций проблематично.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал «СП», что технически Евросоюз может запретить поставки СПГ из России, но, как и в случае с другими энергоносителями, ему придется снова переплачивать за альтернативы.

— Евросоюз уже не знает, какие еще санкции применить против России. Глава евродипломатии Жозеп Боррель уже заявлял, что возможности практически исчерпаны. Остается атомная энергетика и поставки газа.

Если говорить об СПГ, сейчас в России на поставки в Европу работают три проекта — это «Ямал СПГ», который дает основные объемы, и два среднетоннажных завода в Ленинградской и Псковской областях, суммарно приносящие около 2 млн тонн.

«СП»: Может ли ЕС заблокировать эти поставки?

— Все будет зависеть от того, какую формулировку примет ЕС, если решит вводить какие-то ограничения против сжиженного газа из России. Например, в случае с «Ямал СПГ» часть газа продает само предприятие. В основном это то, что производится сверх проектной мощности. Она рассчитана на 17,4 млн тонн, но в прошлом году произвели и продали около 21 млн тонн. Вот эту разницу «Ямал СПГ» реализовывает самостоятельно. В этих продажах участвует также дочерняя компания «Новатэка».

Что касается остального объема, он продается по долгосрочным контрактам. Газ отгружается в Сабетте в ЯНАО, где он меняет право собственности в пользу различных трейдеров, в том числе французской Total Energies и ее дочерних компаний. Считается ли этот газ российским, если в Европу он приходит, уже будучи собственностью европейских компаний?

«СП»: Что будет с нашими СПГ-компаниями в случае запрета поставок в Европу?

— Если европейцы решат полностью запретить российский СПГ, они, прежде всего, создадут проблемы сами себе. «Ямалу СПГ» придется направлять всю свою продукцию на азиатские рынки двумя маршрутами.

Первый — по морскому пути до Камчатки, где в декабре этого года собираются открыть перевалочный комплекс. Туда будут доходить танкеры ледового класса, разгружаться и уходить за новой партией, а оттуда газ будут забирать уже обычные танкеры и идти прямо в Азию.

Второй — через газовый хаб в Мурманской области, который также предполагается открыть в декабре 2023 год. Точно так же там будут разгружаться ледовые танкеры, а обычные газовозы будут идти на азиатские рынки через Суэцкий канал

При таких вариантах маржинальность «Ямал СПГ» сократится, но о какой-то катастрофе речи не идет. Просто сейчас он получает сверхприбыли, а так у него будет складываться обычная экономика.

Гораздо большие проблемы могут возникнуть у двух среднетоннажных заводов, потому что они больше рассчитаны на европейские рынки. У них происходит отгрузка на небольшие суда. Если направлять сырье на азиатские рынки, им придется брать судно-накопитель, постепенно его загружать и только потом отправлять. Экономика такой схемы будет зависеть от цен на рынке. Если они останутся в районе 500−600 долларов за тысячу кубометров, они продолжат работать, если упадут до 200−300 долларов, производство может быть остановлено, пока не вырастут снова цены.

«СП»: Пострадают ли от санкций против российского СПГ европейцы?

— Естественно, пострадают, так как они лишат себя одного из крупнейших поставщиков. Поиск альтернативных поставщиков приведет к тому, что цены на рынке вырастут. Россия в прошлом году даже выходила на второе место в мире, уступая по объемам поставок СПГ только США. Когда вы отказываетесь от близкого и удобного поставщика, вы тем самым повышаете цены на своем рынке.

Кроме того, если у «Ямал СПГ» будут проблемы с экспортом, например, из-за долгого хода на Камчатку, упадет производительность завода, а это значит, что упадет и предложение на глобальном рынке, что может подтолкнуть цены на газ в мире.

Европейцы могут найти замену российским поставкам, но будут нести потери из-за высокой цены. В конце концов, почему сейчас именно российский СПГ идет в Европу, а не, например, австралийский? Да потому, что это более экономически выгодно.

Технически запретить поставки СПГ из России можно, здесь нет нерешаемых проблем, весь вопрос в желании европейцев и готовности переплачивать за транспортное плечо. Кроме того, эти альтернативные объемы газа придется еще и перекупать у азиатских потребителей, поэтому европейцам придется платить за СПН все больше и больше.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 11.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики