Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Светодиоды из ЕС не стали для Украины "лампочками Ильича"

Светодиоды из ЕС не стали для Украины "лампочками Ильича"

Программа их замены не слишком актуальна в условиях разрушения инфраструктуры энергообъектов

Президент Украины Владимир Зеленский призвал сограждан активнее участвовать в обмене старых ламп на новые светодиодные. Пока жители страны получили около трети, 12 млн лампочек из 35 млн, обещанных Евросообществом. Хотя в условиях боевых действий, когда из-за ударов РФ по украинским энергообъектам пропадает свет, замена лампочек явно не представляется самым актуальным делом для местного населения. А для киевского руководства программа в большей мере имеет имиджевое значение, подчеркнули эксперты. Тогда как продвигавшая ее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен могла использовать эту затею для помощи собственным европейским производителям.

Во всех городах и громадах, где возникли проблемы с энергоснабжением после очередной атаки российских военных по энергетической инфраструктуре страны 9 марта, вновь возобновлена подача электроэнергии. Об этом сообщил накануне в очередном видеообращении президент Украины Владимир Зеленский. В том числе, добавил он, удалось восстановить поставки электричества в Харьковской и Житомирской областях, где тоже пришлось прибегнуть к аварийным отключениям.

Хотя и после подобных оптимистических заявлений украинским энергетикам пришлось объявить в понедельник о применении экстренных отключений, в частности в ряде районов Киева. Вследствие повреждения оборудования энергообъекты не смогут передавать энергию всем жителям в Голосеевском, Святошинском, Шевченковском и Соломенском районах столицы, пояснили в энергокомпании «ДТЭК».

В условиях отсутствия света уже не столь радужно воспринимались и озвученные в тот же день президентом сообщения о замене устаревших ламп на новые энергосберегающие. В общей сложности жители Украины получили 12 млн LED-ламп. Такой объем позволяет сохранить до 600 мегаватт энергии, сказал Зеленский. И призвал: «Пожалуйста, пользуйтесь этой программой обмена ламп».

Напомним, программа бесплатного обмена старых электрических ламп накаливания на энергосберегающие LED-лампы стартовала 16 января. С 11 января в приложении госуслуг «Дії» проводилось ее тестирование. Населению предлагалось оформить специальную заявку с указанием отделения Укрпочты, на которое предполагалось доставить лампочки. Оговаривалось, что один пользователь может получить пять новых ламп. В Министерстве цифровой трансформации уточнили: украинское правительство запустило программу, «чтобы снизить нагрузку на энергетическую систему страны».

Впрочем, следует отметить, что инициатором данной идеи в декабре прошлого года выступила глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен. «В темные времена мы поддерживаем наших украинских друзей», – написала она в Twitter. Как планировалось, около 30 млн LED-ламп профинансирует Евросоюз, а еще 5 млн должна предоставить Франция. Также глава ЕК призвала другие страны передать Украине еще 20 млн таких лампочек. По ее оценке, когда Киев получит 50 млн LED-лампочек, это позволит Украине сэкономить 1 гигаватт электроэнергии, что сопоставимо с годовой выработкой одной атомной электростанции.

Правда, поскольку 1 гигаватт составляет 1000 мегаватт, тут возникает очевидная несостыковка с оценками от президента Зеленского. По его данным, повторим, 12 млн уже полученных лампочек позволяют сэкономить до 600 мегаватт электроэнергии. Причем тревожиться из-за арифметических несовпадений вынуждает как весьма странный характер затеянной акции в условиях военных действий, так и воспоминания о недавнем скандале с закупками вакцины против COVID-19, разразившемся осенью прошлого года. Тогда, по информации европейских СМИ, член Европарламента Кристиан Терхес обвинил Урсулу фон дер Ляйен в непрозрачности сделок. По его определению, глава ЕК участвовала в закупке 4,6 млрд доз вакцины против COVID-19 на сумму 71 млрд евро. «Это означает, что она купила 10 доз вакцин на каждого гражданина ЕС», – определил Терхес. И хотя в истории с лампочками столь откровенного завышения не просматривается, все же вопросы о том, с какой реальной целью была затеяна упомянутая программа, неизбежно возникли.

Хотя анализировать какие-то цифровые несовпадения в данной ситуации сложно, заметил «НГ» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. В том числе и потому, что в качестве основы для сравнения могут быть использованы различные показатели. К примеру, тот же объем выработки у разных атомных станций разнится: на одной блок вырабатывает до 400 мегаватт, на другой – 1000 или 1200 мегаватт, как на новых АЭС. Вообще здесь, похоже, меньше всего речь идет об экономике. Как и об экономии электроэнергии на практике. Очевидно, что идея замены лампочек в условиях боевых действий не может быть главным приоритетом. Но в то же время заявления на эту тему помогают президенту Зеленскому показать, что он идет в тренде. О чем он сможет напомнить по завершении военного конфликта, констатировал Митрахович. И видимо, предположил он, затея с обменом лампочек имеет имиджевое значение для властей.

Очевидно, что аналогичное значение она могла иметь и для руководителей ЕС, позволив в очередной раз продемонстрировать тем самым свою поддержке Киеву. Однако не существовали ли здесь также некие дополнительные подспудные резоны? С таким вопросом «НГ» обратилась к доценту кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Дмитрию Леви. В принципе, оговорил Леви, история с лампочками вписывается в общий зеленый курс, который был взят Евросоюзом. В этом направлении там уже много сделали, чему можно было бы поучиться и в России. При этом в последнее время в ЕС сделали ставку на производство газоразрядных энергосберегающих лампочек. Но их выпуск оказался дороже, чем у появившихся позднее светодиодных. Чтобы перезапустить производство, требовались немалые средства. Обеспечить их помог бы большой государственный заказ. Не исключено, что предназначенные для Украины лампочки были призваны подыграть европейским производителям, допустил аналитик.

Автор: Наталия Приходко

Источник: НГ, 13.03.2023 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики