Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > $ 73: Индия платит за российскую нефть выше потолка цен с нюансами

$ 73: Индия платит за российскую нефть выше потолка цен с нюансами

В январе индийские компании закупали российскую нефть по цене существенно выше потолка, установленного «Большой семеркой». Об этом говорят данные индийского правительства. Однако разница со средней экспортной ценой, которую публикует Минфин, может полностью уходить трейдерам. С одной стороны, они оплачивают транспортировку и страховку, которые не учитываются при лимите цен. С другой — каждый танкер может приносить трейдерам за рейс по $ 10 млн чистой прибыли. И вопрос состоит в том, является ли это дополнительной схемой ухода российских компаний от санкций.

В январе Россия оказалась крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обогнав Ирак почти на 14 млн баррелей. Местные компании импортировали чуть больше 44 млн баррелей российского сырья по средней цене $ 73 за баррель. И еще — 8 млн баррелей мазута по $ 53,5. Об этом говорят данные Министерства торговли и промышленности Индии.

Опубликованная индийским министерством стоимость российской нефти оказалась всего на $ 9,5 за баррель ниже стоимости эталонной марки Brent в январе и на $ 13 выше потолка цен, который установила с 5 декабря на российское сырье «Большая семерка». В то же время по сравнению с декабрем российская нефть подешевела для индийских покупателей на $ 6 и оказалась самой низкой среди основных поставщиков нефти в страну. Средняя цена импорта из США составила $ 80,9 за баррель, из Ирака — $ 79, а из Саудовской Аравии — $ 86.

Кроме того, нюанс индийской статистики состоит в том, что ведомство декларирует цену нефти уже со всеми затратами: на доставку и страховку. Поэтому реальная цена, по которой продают сырье российские компании, неизвестна.

Минфин России публиковал, что в декабре — январе среднеэкспортная цена на сорт Urals составила $ 50,47—49,48 за баррель, и, таким образом, реальная скидка к Brent могла достигать $ 32,5—33 за баррель. К котировкам российского министерства, правда, у экспертов и компаний были вопросы, так как они формируются на основании оценки агентства Argus, которое изначально опрашивало трейдеров о цене с доставкой в Италию и Нидерланды, а позже перешло на опросы по стоимости отгрузки в российских портах.

Тем не менее еще в январе вице-премьер Александр Новак докладывал президенту о том, что большая скидка на российскую нефть есть и объясняется она высокими ставками фрахта танкеров, которые устанавливают судовладельцы из-за санкционных рисков.

С одной стороны, время кругового рейса танкера из-за переориентации потоков из Европы в Азию увеличилось с 7−15 дней до 60−70 дней. С другой — размер скидки может говорить о гигантских заработках, которые получают посредники. Как писало EADaily со ссылкой на данные ImportGenius, многочисленные трейдеры обеспечивают большую часть поставок и берут на себя доставку и фрахт. Не исключено, что именно они контролируют серый флот. С точки зрения логистики это выгодно российским нефтекомпаниям, но в этом случае трейдеры могут зарабатывать на каждом танкере класса «Афрамакс» (до 700 тыс. баррелей) $ 16 млн за рейс, тогда как максимальные ставки фрахта не превышают $ 6 млн. А по данным Reuters, раньше и вовсе составляли до $ 2 млн.

Опрошенные EADaily эксперты полагают, что с трейдерами могут быть связаны российские компании, которые таким образом прячут часть доходов от санкционной нефти. Косвенно об этом может говорить то, что российскую нефть из балтийских и черноморских портов по-прежнему перевозят европейские судовладельцы, которые не могут работать при цене выше установленного лимита. В феврале EADaily подсчитало, что греческие танкеры транспортируют до 30% сырья.

В то же время и правительство может быть хорошо осведомлено о ситуации c трейдерами, раз предложило установить фиксированную скидку. Дисконт к Brent, при котором рассчитывают НДПИ, НДД и обратный акциз на нефть, планируют сократить с $ 34 в апреле до $ 25 в июле.

«Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals», — сообщал Минфин.

При текущей цене Brent $ 78—85 новые правила не будут влиять на санкционность российской нефти, так как ее цена с установленной скидкой будет ниже лимита. В то же время, по данным инвестбанка Goldman Sachs, в четвертом квартале спрос на нефть вырастет и цена Brent превысит $ 100.

Как поведут себя в такой ситуации основные покупатели российской нефти, от которой отказалась Европа? В частности, Индия? Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, индийские власти обратились к руководству банков и трейдерам с требованием соблюдать ограничения: «Индия не будет нарушать западные санкции в отношении России, в том числе потолок цен на поставки российской нефти, установленный на уровне $ 60».

Агентство пишет, что Индия провела переговоры с США и другими странами «Большой семерки» на полях совещания глав МИД стран — участниц G20 и стороны остались удовлетворены характером заключаемых Индией сделок.

Реакция российских властей на сообщение Bloomberg оказалась прогнозируемой.

«У нас есть определенные принятые решения на этот счет, решения, принятые президентом России и оформленные документами. Мы будем из них исходить, кроме того, разумеется, ориентируемся в данном случае не на сообщения информационных агентств, а прежде всего на наши контакты с контрагентами в Индии», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Российские эксперты же ставят под сомнение саму информацию Bloomberg. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков замечает, что за нарушение лимита цен третьи страны не попадут даже под вторичные санкции, которые грозят только европейским владельцам танкеров и страховщикам.

«Очевидно, правдивость статьи заключается в том, что США обхаживают Индию и уговаривают их всячески биться за скидку. Ведь в этом и есть смысл потолка цены: чтобы Россия много экспортировала, но мало зарабатывала», — говорит эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин полагает, что индийские компании сами будут выступать за сохранение скидки и поставок, так как дешевое российское сырье приносит им значительные доходы.

«Уже в 2022 году Индия стала успешно заменять российские нефтепродукты в Европе. Учитывая высокую маржинальность производства топлива из дешевой российской нефти, вероятно, стоит ожидать, что Индия продолжит закупку сырья в РФ. Тем более что спрос на топливо в мире растет», — говорит Александр Потавин. Он не исключает, что индийским НПЗ не слишком нравится последняя тенденция на сокращение дисконта Urals относительно Brent: «Если в конце прошлого года скидка достигала 40%, то сейчас, согласно данным агентства Argus, скидка сократилась до 20%. А ведь Индия, скупая дешевую российскую нефть, перерабатывает ее в топливо и продает в Европе и США, получая за это значительную маржу. Отказываться от такого прибыльного бизнеса она не станет».

Как сообщало EADaily, эксперты советуют рядовым россиянам обращать внимание именно на экспортные цены, которые публикует Минфин.

«Именно официальные данные Минфина должны волновать обывателей, поскольку от них зависит наполнение бюджета России», — ранее замечал EADaily Александр Потавин. Он добавлял: «Если предположить сохранение среднегодовой цены российской нефти в районе $ 50 и объема добычи 10−10,5 млн баррелей в сутки, то, исходя из матрицы чувствительности, ранее публиковавшейся Минфином, объем нефтегазовых доходов может составить около 7 трлн руб., что на 1,9 трлн рублей ниже заложенных в прогноз бюджетных нефтегазовых доходов (8,9 трлн руб.)».

Источник: EADaily, 13.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики