Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Снижение добычи нефти в России может продолжаться до конца года

Игорь Юшков: Снижение добычи нефти в России может продолжаться до конца года

В Правительстве заявили о планах продлить сокращение добычи нефти в России на 500 тыс. баррелей в сутки ещё на три месяца. А ведь только в феврале вице-премьер Александр Новак заявил о том, что в марте планируется сократить объёмы добычи на те же 500 тыс. баррелей, чтобы восстановить рыночные отношения на мировом рынке нефти, то есть повлиять на уровень цен. И вот теперь мы видим, что в планах продолжать снижение и дальше. Как скажется такое сокращение на России? Есть ли угроза снижения поступлений в бюджет и угроза занятия освободившегося рынка нефти другими странами? Своим мнением с Накануне.RUподелился аналитик Финансового университета Игорь Юшков:

— Пока мы только выходим на эти 500 тыс. баррелей в сутки. Может быть, по итогам месяца увидим это сокращение, но с 1 марта его не происходило. То есть, по всей видимости, речь идёт о том, что в марте эта программа только начинается, и может быть, мы к концу месяца выйдем на то самое сокращение, а уже дальше этот процесс будет продолжаться. Тем не менее, как раз из-за того, что это сокращение нарастает плавно, нет никакого смысла в апреле возвращаться к прежним объёмам, если только к концу марта их удастся достигнуть.

Наверное, российская сторона попыталась сыграть на двух разнонаправленных тенденциях: с одной стороны, на том, что мы сокращаем предложение на мировом рынке нефти, а с другой, что Китай наращивает объёмы спроса, и в итоге это порождает дефицит и рост цены. Но Китай тоже довольно плавно наращивает объёмы потребления нефти, поэтому пока мы не увидели отражения этих двух противоположных тенденций на ценовых показателях на мировом рынке.

Смысл сокращения как раз и заключается в том, чтобы на бюджете это сказалось положительно. Это попытка толкнуть цены вверх, а государство зарабатывает в большей степени от высокой цены и заинтересовано как раз в том, чтобы цены были высокими, даже если при этом мы экспортировать будем чуть меньше. Именно для бюджета это позитивно, компании тоже зарабатывают больше, когда цена растёт, но основную прибавку в виде пошлины и НДПИ себе забирает государство, поэтому здесь государство рассчитывает, что это будет, наоборот, поддержкой бюджета.

Плюс к тому, у нас часто ограничен торговый флот, которым перевозится российская нефть. Да, его достаточно, и мы даже нарастили объёмы поставок, но всё равно он в дефиците, и поэтому судовладельцы подняли ставку фрахта — аренды танкера — за услуги перевозки нефти они берут много. Если мы сократим экспорт, это уменьшит дефицит флота и даст возможность ценам на фрахт снизиться, и в итоге у российских компаний будет оставаться прибыли больше, они будут меньше платить за перевозку.

Поэтому здесь тоже есть некоторая экономическая логика, но посмотрим, насколько мы достигнем целевых показателей сокращения объёмов добычи нефти, если вообще достигнем. Я думаю, что если цена будет идти вверх, то мы, может быть, и до сентября, и до конца года будем видеть нынешние сокращённые объёмы добычи в России.

Что касается взаимоотношений с другими экспортерами, то, как мне кажется, с ОПЕК+ подобная российская программа по снижению объёмов добычи согласована. Во-первых, мы, как и большинство участников ОПЕК+, и так не выполняли квоты, мы добывали меньше в реальности, чем нам разрешено квотами. Недовыполнение квот идёт большинством участников, кроме Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака и ещё пары государств. Все остальные не могут добыть столько, сколько им можно добывать. Поэтому если мы стали добывать ещё меньше, то это остальных участников ОПЕК+, как правило, не касается.

Во-вторых, этот механизм изначально опробовали именно арабские страны — Саудовская Аравия, ОАЭ и ряд других государств. Они ещё в 2021 году такой механизм применяли и говорили, что добровольно дополнительно снизят объёмы добычи помимо квот ОПЕК+. То есть они и квоты выполняют, и от них отталкиваются, и ещё больше снижают добровольно без изменения квот для других участников. Они уже использовали этот инструмент, мы тогда не возражали, и я думаю, что сейчас, когда мы его начали использовать, другие участники тоже не будут возражать и не будут пытаться заместить нас на мировом рынке. Никому квоту не увеличивают так, чтобы он покрыл сокращение объёмов добычи со стороны России.

В целом, как мне кажется, когда Россия заявляла о своём намерении сократить объём производства, она заранее получила определённые гарантии со стороны ОПЕК+ о том, что её никто даже не попытается замещать, иначе бы Россия это решение не приняла и на это не пошла, не стала бы терять рынок, потому что тогда не было бы смысла: ты сокращаешь для того, чтобы толкнуть цены вверх, а если кто-то увеличивает добычу и тебя замещает, то тогда получается, что ты просто ему рынок подарил.

Источник: Накануне.RU, 23.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики