Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Два счетчика по «Дружбе»

Два счетчика по «Дружбе»

Украина повышает для Восточной Европы тариф на транзит российской нефти

Украина второй раз с начала года, на этот раз сразу вдвое, хочет повысить стоимость транзита российской нефти, которая идет по ее территории по нефтепроводу «Дружба» в направлении Словакии, Венгрии и Чехии. Даже несмотря на рост затрат, сырье из РФ остается более выгодным для потребителей Восточной Европы, чем альтернативные закупки внутри Евросоюза, полагают эксперты.

Украинский трубопроводный оператор «Укртранснафта» намерен с 1 апреля увеличить тариф на транзит российской нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» по территории Украины, сообщило агентство Argus со ссылкой на участников рынка. Эти данные подтверждают источники “Ъ”, отмечая, что речь идет о повышении ставки вдвое, до €27,2 за тонну. Рост тарифа в Киеве объясняют затратами на восстановление нефтетранспортной инфраструктуры, разрушаемой в ходе военных действий.

На данный момент окончательного решения по этому вопросу нет, продолжаются переговоры.

В «Транснефти», которая традиционно производит оплату за прокачку нефти, поступающей на экспорт из РФ по «Дружбе», “Ъ” сообщили, что компании известно о намерении Украины изменить тарифы, но о каких параметрах повышения идет речь и с какого момента тариф планируется поднять, там не знают. Этот вопрос, поясняют источники “Ъ”, украинская сторона должна согласовать прежде всего с получателями — Венгрией и Словакией.

По данным Argus, график поставок по южной ветке «Дружбы» во втором квартале предусматривает увеличение отгрузок нефти почти на 30%, до 321 тыс. баррелей в сутки (около 4 млн тонн за три месяца). Глава «Транснефти» Николай Токарев подтверждал, что по итогам года поставки по этому направлению ожидаются на прошлогоднем уровне в 12 млн тонн.

Если повышение транзитной ставки будет одобрено, оно станет уже вторым с начала года.

Ранее тариф вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну. В прошлом году Украина также добилась повышения стоимости прокачки с 1 апреля. Тогда индексация составила почти 28% (до €11,50 за тонну). Источники “Ъ” связывают попытку Киева повысить ставку с политической обстановкой вокруг Венгрии, которая не намерена отказываться от покупки российской нефти. Ранее тариф для страны повышался и по другому сырьевому маршруту — нефтепроводу Adria мощностью 11,5 млн тонн нефти, который соединяет порт Омишаль в Хорватии с венгерскими нефтеперерабатывающими мощностями.

При этом, по словам источников “Ъ”, обсуждался вариант перевода расчетов за транзит напрямую на страны-получатели, чтобы исключить из финансовой схемы «Транснефть». Этот вопрос возник после того, как из-за сложностей с расчетами с Россией на фоне введения санкций прокачка по южному коридору «Дружбы» в августе прошлого года останавливалась почти на неделю. Тогда Венгрии, Словакии и Чехии пришлось самим договариваться с Украиной о переводе средств за транзит.

Но, отмечают собеседники “Ъ”, прямой вариант оплаты до сих пор не утвержден и, может быть, так и не будет никогда согласован.

Помимо увеличения отгрузки по южной ветке «Дружбы» с 1 апреля, по данным источников “Ъ”, могут быть увеличены поставки российской нефти и по северному направлению этого трубопровода за счет возобновления прокачки в направлении Польши. У национального концерна PKN Orlen действует контракт с «Татнефтью» на 200 тыс. тонн в месяц, но в конце февраля «Транснефть» остановила прокачку российской нефти на польские НПЗ, так как эти отгрузки были исключены из утвержденного Минэнерго экспортного графика. Помимо этого, транспортная компания не получила маршрутных поручений от «Татнефти». Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, утверждают, что на апрель PKN Orlen подал заявку на предусмотренные контрактом объемы и они могут быть включены в планы по прокачке на второй квартал. Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил “Ъ”, что пока компания не получала ни утвержденного министерством графика, ни маршрутных поручений от грузоотправителя. В Минэнерго ситуацию не комментируют.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков не считает возможное повышение тарифа на транзит, предложенное Украиной, критичным для потребителей. По его мнению, в большей степени намерение Киева вызвано не политическими причинами, а потребностью в дополнительных средствах. Он напоминает, что повышение тарифа полностью ляжет на покупателей, так как стоимость прокачки закладывается в цену нефти. То есть несмотря на то что формально транзит оплачивает «Транснефть», но эти деньги компании компенсирует грузоотправитель, который, в свою очередь, получает их от потребителей. Господин Юшков считает, что даже после подорожания трубопроводный маршрут из России останется выгодным для Венгрии, Словакии и Чехии, так как альтернативные варианты поставок требуют существенных вложений в развитие инфраструктуры.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 25.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики