Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ямала покажется: в Минэнерго увидели риск снижения добычи газа на треть через 17 лет

Ямала покажется: в Минэнерго увидели риск снижения добычи газа на треть через 17 лет

Почему это может произойти и что предлагают власти

В Минэнерго увидели риск сокращения добычи газа в России на треть к 2040 году. Это следует из письма главы министерства Николая Шульгинова в правительство («Известия» ознакомились с документом). В 2023-м на крупнейших месторождениях Западной Сибири страна сможет получить максимум 468 млрд куб. м газа, а к 2040-му этот показатель сократится до 255 млрд, пишет руководитель ведомства. Согласно документу, причины этого — в истощении легкоизвлекаемых запасов. Чтобы сохранить текущие уровни добычи, России нужно расширять спектр геологоразведочных работ и стимулировать бизнес осваивать отдаленные месторождения, говорят эксперты.

Сокровенный запас

В 2023-м на крупнейших месторождениях Западной Сибири (Надым-Пур-Тазовском регионе Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивают около 70% всего объема) страна сможет извлечь 468 млрд куб. м топлива, а к 2040-му показатель сократится до 255 млрд куб. м. Об этом в письме в кабмин сообщил глава Минэнерго Николай Шульгинов. С документом от декабря 2022-го ознакомились «Известия».

Причинами сокращения выпуска этого топлива может стать истощение легкоизвлекаемых запасов, в первую очередь месторождений сеноманских залежей Западной Сибири, отметил Николай Шульгинов в письме. Добыча газа там может сократиться в 2030 году с 295 млрд куб. м до 184 млрд и в 2040-м снизиться еще до 73 млрд кубов, указано в документе.

По итогам прошлого года Россия извлекла около 672 млрд куб. м газа (763 млрд куб. м в 2021-м), указывают данные Росстата. Таким образом, после возможного сокращения добычи газа в ЯНАО, о чем говорится в письме Николая Шульгинова, производство этого топлива по всей стране может составить около 460 млрд куб. м, то есть снизиться более чем на 30%.

— Если Россия к 2040 году взамен легкоизвлекаемых участков в ЯНАО не разработает новые месторождения, то фактически будет вынуждена сократить добычу газа на треть, — отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Сеноманские углеводородные залежи — это уникальные по объему и самые легкоизвлекаемые запасы, представляют собой в основном скопления метана. Сеноманский ярус Западной Сибири на сегодняшний день считается основным источником природного газа в России. 

 

О том, что Минэнерго ожидает снижения добычи газа в 2023 году, сообщил глава ведомства и на заседании коллегии министерства 28 марта.

Ранее вице-премьер Александр Новак оценивал объем внутреннего потребления газа в РФ примерно 470 млрд кубов. В аппарате вице-премьера на вопросы «Известий» не ответили. В кабмине и Минфине рекомендовали «Известиям» обратиться с запросом в Минэнерго, а там перенаправили его в «Газпром». В «Газпроме» и НОВАТЭКе на момент публикации комментариев не предоставили.

Доходное дело

Снижение добычи газа в РФ на 30% может повлечь сокращение поступлений в бюджет страны до 1 трлн рублей, считает Дмитрий Гусев. Для того, чтобы сохранить текущие уровни, необходимо расширять спектр геологоразведочных работ и стимулировать бизнес осваивать отдаленные месторождения, указано в письме Николая Шульгинова. Для этого целесообразно вводить налоговые льготы для добывающих компаний, согласен доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов.

В Минприроды «Известиям» рассказали, что ведомство совместно с Минфином и Минэнерго обсуждает механизмы частичной компенсации компаниям затрат на исследования и разработки в рамках «технологических полигонов» при условии соблюдения инвестиционных обязательств по разработке технологий.

— Кроме того, в рамках федерального проекта «Геология: возрождение легенды» началась подготовка нового минерально-сырьевого центра углеводородного сырья на северо-востоке Республики Саха (Якутия) с потенциальной транспортировкой добываемой в перспективе продукцией по Северному морскому пути. Работы идут на Мунской, Жиганской, Ундюлюнгской, Восточно-Линденской и Соболох-Маянской площадях. По итогам планируется пять перспективных площадей для лицензирования с локализованными ресурсами не менее 5 млрд т условного топлива, — сказали в Минприроды.

Ожидаемый прирост запасов промышленных категорий по участкам ФП «Геология» составит более 100 млрд куб. м, сказали в ведомстве. Также в Минприроды совместно с Роснедрами, учитывая предложения нефтегазовых компаний, подготовили проект единой классификации трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) с целью систематизации отложений и залежей углеводородного сырья, разработка которых требует применения новых технологий для обеспечения их рентабельной добычи, добавили в ведомстве. На основе классификации планируется расширить виды ТРИЗ, для которых законом предусмотрена возможность создания «технологических полигонов», недропользователям это позволит получать лицензии на полигоны бесплатно с минимальными ежегодными платежами, рассказали в Минприроды.

Впрочем, по словам аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета Игоря Юшкова, сценарий дальнейшего значительного снижения объема добычи газа из-за истощения месторождений маловероятен, так как у России имеются большие сырьевые запасы и компании смогут обеспечить работу на новых участках, компенсировав истощение старых.

Возможно, делая прогнозы о рисках сокращения, Минэнерго пытается обосновать дополнительную поддержку геологоразведочных работ и технологического развития отрасли на правительственном уровне, считает эксперт. При этом сокращение сегодня добычи связано в первую очередь с антироссийскими санкциями, отметил Дмитрий Гусев. По его словам, если перенаправить поставки нефти российским компаниям удалось, то для поставок газа требуется новая инфраструктура.

Как писали «Известия», на фоне антироссийских санкций экспорт газа из России сократился. Поставки «Газпрома» на зарубежные рынки по итогам 2022 года снизились на 46% и составили минимальные в истории компании 100,9 млрд куб. м.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 29.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики