Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина думку думает: Что будет с самостийной трубой и бюджетом, когда Россия поставки газа остановит

Украина думку думает: Что будет с самостийной трубой и бюджетом, когда Россия поставки газа остановит

Как в новых условиях Россия поставляет топливо в Европу, и как долго это будет продолжаться?

Как говорится в заявлении компании, «Газпром» получил подтверждение от украинской стороны на прокачку транзитом через Украину в Европу 37,4 млн куб. м через газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» на 1 апреля, что на 11,5% меньше, чем днем ранее.

«Газпром» осуществляет подачу российского газа для транзита через территорию Украины в объеме, подтвержденном украинской стороной через ГИС «Суджа», — 37,4 млн куб. м на 1 апреля", — говорится в сообщении «Газпрома». Накануне объем прокачки составлял 41,7 млн куб. м.
Стоит отметить, что транзит российского газа через Украину продолжает расти с января этого года. Так, 1 февраля объем прокачки через ГИС «Суджа» составил 29,4 млн куб. м по сравнению с 24,5 млн куб. м 31 января. 15 февраля «Газпром» сообщил, что через ГИС «Суджа» было подано уже 35,3 млн куб. м, что на 14,6% больше, чем за день до этого.

При этом, данная ветка остается одним из двух действующих маршрутов поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы. Вторая ветка транзита через Украину остановлена Киевом в мае прошлого года из-за потери контроля над ГИС «Сохрановка» в ЛНР. По словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, Украина не будет возобновлять прокачку газа через станцию «Сохрановка», пока не получит контроль над своей газотранспортной системой. 

Кроме того, в прошлом году Польша прекратила прокачку газа по проходящему по ее территории газопроводу «Ямал — Европа». Поставки газа по «Северному потоку» с лета прошлого года снижались из-за нежелания Канады возвращать турбины из ремонта, а в конце августа «Газпром» объявил о полном прекращении поставок по этому направлению. В конце сентября диверсанты взорвали в Балтийском море трубы «Северного потока» и так и не запущенного «Северного потока-2».

Остается еще «Турецкий поток», через который газ идет не только в Турцию, но и в Южную Европу. И все. С полным прекращением украинского транзита эта ветка станет единственным маршрутом поставок российского газа в Европу. Напомним. Подписанный в конце 2019-го года контракт с Украиной действует до конца 2024-го. Москва ранее не раз высказывала скепсис относительно его продления несмотря на то, что Киев напротив — хочет его продлить с увеличением объема поставок.

Но все это было до СВО. Когда еще были «Северные потоки», и была надежда полностью заместить ими прокачиваемый через Украину объем. Сегодня их нет, выбор невелик. С другой стороны, продолжать транзит газа через территорию террористического государства, которое оккупирует часть нашей территории — по меньшей мере, странно.

К тому же, с началом СВО Европа начала отказываться от российского газа, Москва постепенно переориентирует потоки на Азию, так что не только в дополнительных, но и в нынешних объемах может не оказаться надобности.

Тем не менее, мы видим тенденцию к увеличению прокачки через Украину. Чем это вызвано? И чем вызвано падение? Насколько оно серьезно?

— Вообще-то, это довольно обычная флуктуация для украинского транзита, — уверяет заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Как правило, это обусловлено заявками клиентов по действующим контрактам.

«СП»: Но мы видели в последнее время увеличение транзита. Как это понимать? Зима была теплой, да и кончилась она…

— Отопительный сезон еще не закончился, и в более холодные или менее ветряные дни требуется больше газа. Кроме того, заявки потребителей определяются не только погодными факторами, но и массой других условий. Например, забастовка может снизить прием СПГ, как это происходило во Франции в течение марта, или технические работы ограничат перетоки газа.

«СП»: Это действительно единственный оставшийся маршрут?

— Если мы говорим о поставках в Европу по трубопроводам, то они также осуществляются через «Турецкий поток».

«СП»: В какие страны поставляется газ по этому маршруту?

— Словакия, Австрия, Италия, а также Молдавия. Основные объемы, судя по всему, идут в Австрию, так как там исторически находится газораспределительный хаб в этой части Европы.

«СП»: А «Турецкий поток»?

— По «Турецкому потоку» газ поставляется в Турцию, Болгарию, Грецию, Сербию и Венгрию. Болгары, отказавшиеся перейти на схему оплаты в рублях покупают его через посредников из соседних стран.

«СП»: Каковы перспективы дальнейшего транзита в Европу? Будет ли он уменьшаться? Есть ли надежды на запуск через Сохрановку? И вообще есть ли перспектива у украинского транзита? Запустят ли когда-нибудь по «Ямал-Европу»? А можно ли рассуждать о восстановлении «Северных потоков»?

— Здесь сложно строить прогнозы. Пока газ идет транзитом в объеме около 40 млн в сутки. И каких-то сигналов о радикальном изменении ситуации сейчас нет.

В настоящее время говорить о запуске газопровода «Ямал-Европа» не представляется возможным. «Северные потоки» технически можно восстановить, но для того, чтобы это делать, должны быть гарантии их использования. Пока их нет.

«СП»: В последнее время поставки сильно колебались. С чем это связано?

— Колебания спроса зависят от разных факторов: от погоды, цены, потребностей в данный момент и т. п. в Евросоюзе обвалился спрос (примерно на 60 млрд куб. м в 2022 году), и восстановления не наблюдается, - продолжает тему заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов.

— В начале года российский газ обходился существенно дороже, чем голубое топливо, купленное через биржу. Поэтому в тот период заявки находились на таком низком уровне. Если вернуться в текущий период, то он является периодом сезонного низкого спроса, что усугубляет показатели и без того просевшего потребления.
Впрочем, текущее падение сменится ростом. Колебания — это норма.

«СП»: Можно ли говорить о том, что Европе может в какой-то момент резко потребоваться больше газа?
— Да. Но здесь важно уточнить: какой именно стране Европы. В некоторые из них мы сейчас не можем поставлять голубое топливо, а в некоторые и вовсе никогда не осуществлялась прокачка по трубопроводам. То есть спрос может вырасти, но на тех направлениях, к которым мы не имеем отношения.

«СП»: Сможем ли мы при таком раскладе увеличить объемы прокачки? Есть ли перспективы открытия «Сохрановки»? И есть ли вообще будущее у украинского транзита? Будет ли продлен договор?
— Переговоры о транзите в текущих условиях будут экстравагантным зрелищем.Направление, которое идёт через ГИС «Сохрановка» с мая прошлого года блокирует украинская сторона.

А по поводу возможности увеличить прокачку — потенциал ГИС «Суджа» составляет около 75 млн куб. м в сутки. И турецкое направление мы используем не в полной мере. Вопрос лишь в потребностях покупателей. И в объёмах, которые им доступны с других направлений.

«СП»: А сможем ли запустить «Ямал-Европу», восстановить «Северные потоки»? Или более перспективно увеличивать мощность «Турецкого потока»?
— Если польская сторона будет готова прокачивать наш газ бесплатно, то можем. А так — нет. «Газпром» из-за встречных санкций не имеет права оплачивать услуги оператора польской газотранспортной сети. «Северные потоки» не будут восстанавливать без гарантии поставок.
В текущих условиях более перспективно строить СПГ-заводы и развивать собственное судостроение.

«СП»: Можно ли говорить о том, что для России приоритетным направлением становится Азия? Чисто теоретически, возможно ли возобновление торговли с Европой в прежнем объеме?
— Вопрос о возобновлении торговли с Европой стоит задавать Европе. Наше руководство, насколько мне известно, не против.
Азиатское направление развивалось бы в любом случае. Это крупный и растущий рынок. Вопрос только в том, какие направления поставок в Азию мы сможем освоить. Наиболее интересен вариант строительства газопроводов в Китай и проработка своповых поставок в Индию с Ираном.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 02.04.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики