Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России в 2022 году в полтора раза выросло количество газовых автозаправок

В России в 2022 году в полтора раза выросло количество газовых автозаправок

Пока перевод техники на метан идет в основном за счет господдержки

Общее количество газовых автозаправок (включая КриоАЗС, использующих сжиженный природный газ) в России увеличилось в 2022 г. на 49% до 896 единиц, а потребление газа в качестве моторного топлива – на 28% к уровню 2021 г. до 1,72 млрд куб. м. Это следует из данных в презентации Минэнерго «О реализации приоритетных проектов в энергетике» (есть у «Ведомостей»). К 2030 г. число газовых заправок в стране должно увеличиться до 1875. Для сравнения: всего в России, по данным Российского топливного союза, сейчас действует порядка 23 000–24 000 АЗС.

В 2020–2022 гг. в России были переоборудованы с бензина и дизтоплива на газ 35 200 автомобилей, сообщается в документе. Средний рост цен на компримированный природный газ (КПГ) в 2023 г., по данным министерства, составил 6,7% (абсолютное значение не приводится) при официальной инфляции, согласно данным Росстата, в 11,9%.

Потребление газомоторного топлива в РФ стабильно увеличивается на фоне мер поддержки со стороны государства. В презентации напоминают, что мероприятия госпрограммы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива реализуются Минэнерго с 2018 г. В марте 2020 г. в рамках госпрограммы по развитию энергетики правительством была утверждена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» с объемом госфинансирования в 19,3 млрд руб. Она предусматривает увеличение по итогам 2024 г. потребления газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд куб. м, числа газовых заправок – до 1273 единиц. До конца 2024 г. также предполагается увеличить парк техники на природном газе не менее чем на 40 000 единиц.

В августе 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении объема субсидирования расходов физлиц и бизнеса по переводу автотранспорта с бензина на метан. Объем субсидии был увеличен с 24 до 48% от общей стоимости переоборудования транспортного средства («Ведомости» писали об этом 18 августа 2022 г.).

В начале феврале этого года замминистра энергетики Павел Сорокин говорил, что к 2025 г. потребление газа в качестве моторного топлива должно вырасти до 3,3 млрд куб. м. При этом строительство примерно трети действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), по его словам, было просубсидировано из бюджета.

Крупнейшим игроком на рынке КПГ в России является «Газпром газомоторное топливо» (дочерняя компания «Газпрома»). По данным компании «Выгон консалтинг», на конец 2021 г. компания была оператором почти 60% всех газовых заправок в стране, доля в реализации газа составляла более 70% (950 млн куб. м из 1,3 млрд куб. м реализованного в рознице метана). В конце декабря 2022 г. гендиректор «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко сообщал, что по итогам года на сети заправок компании будет реализовано «свыше 1 млрд куб. м газа».

Представитель «Газпром газомоторное топливо» сообщил «Ведомостям», что в 2022 г. на объектах розничной сети «Газпрома» было реализовано более 1 млрд куб. м КПГ. В 2022 г. компания увеличила сеть на 48 станций (том числе 11 объектов по схеме франчайзинга) до 405 заправок.

При этом «Газпром» неоднократно заявлял о нерентабельности газовых заправок. В декабре 2021 г. председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков говорил, что метановые заправки «загружены лишь на 34%», поэтому работают в убыток. Топ-менеджер подчеркивал, что «необходимо масштабировать работу по развитию рынка газомоторного топлива и техники на газе». В феврале 2023 г. Зубков уточнял, что газовые заправки приносят «Газпрому» убыток в 3 млрд руб. ежегодно.

Газомоторное топливо в основном используется для легкого коммерческого транспорта (LCV), коммунальной техники и общественного транспорта, расширяется применение газа в качестве топлива для спецтехники.

Эксперты считают, что спрос на газомоторное топливо в ближайшие годы продолжит расти. Консультант компании «Выгон консалтинг» Иван Тимонин напоминает, что в подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива» на 2023 г. установлен целевой показатель потребления – 2,17 млрд куб. м (+26% к 2022 г.).

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин поясняет, что рост спроса продолжится за счет перевода на газ транспорта крупных собственников (автопарки, автобусные парки и автоперевозчики), поскольку газомоторное топливо дешевле, экологичнее и позволяет продлить ресурс двигателя. «Удастся ли в 2023 г. выйти на потребление в 2 млрд куб. м – вопрос. Но до 2025 г. этот рубеж точно будет достигнут», – считает эксперт. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман добавляет, что помимо общественного автотранспорта и грузоперевозок рост спроса возможен за счет речного транспорта. Более активному переходу на газ частных потребителей, по словам Кауфмана, препятствует «относительно небольшая» сеть газовых АЗС.

При этом эксперты сходятся во мнении, что развитие рынка газомоторного топлива позволит повысить рентабельность АГНКС. Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит отмечает, что после строительства достаточного для рынка количества газовых автозаправок начнет расти и спрос на автомобили на газомоторном топливе. Тимонин добавляет, что в последние годы темпы роста потребления метана на транспорте опережают динамику ввода новых станций. При этом он признает, что стоимость метана «растет более динамично», чем цена бензина и дизеля. И тем не менее пока КПГ по-прежнему более чем вдвое дешевле бензина и дизеля при сопоставимой энергоемкости, добавляет он.

Ранее представитель Минэнерго пояснял «Ведомостям», что в среднем газ обходится автомобилистам в 2,5–3 раза дешевле бензина. На сегодняшний день средние цены на АГНКС в Москве и Московской области составляют 23,2 руб./куб. м. К концу года, по оценке Тимонина, средняя цена в регионе не превысит 24,5 руб./куб. м. Смит ожидает, что в будущем цена станет расти на 5–7% в год. Ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечал, что перевод транспорта на газ в качестве более дешевого топлива выгоден прежде всего для коммерческого сектора и общественного транспорта – владельцев LCV, грузовиков, автобусов.

В пресс-службе Минпромторга «Ведомостям» сообщили, что в 2022 г. по специализированной программе субсидирования газомоторной техники было реализовано 6520 автомобилей, объем финансирования составил 4,9 млрд руб. Объем финансирования на 2023 г. – 2,7 млрд руб.

В Минэнерго и Минтрансе на запросы «Ведомостей» не ответили.

В подготовке статьи принимала участие Арина Литова

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 20.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики