Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Меньше нефти – больше денег: зачем ОПЕК снижает добычу

Меньше нефти – больше денег: зачем ОПЕК снижает добычу

Решение нефтяного картеля ОПЕК+ снизить добычу не связано с поддержкой стран этого альянса России, которая из-за трудностей сбыта ее нефти еще раньше заявила о сокращении поставок. Ближневосточные страны решают две задачи – стабилизировать бюджеты и сократить присутствие США на нефтяном рынке.

Воскресное решение ОПЕК+ сократить добычу на 1,16 миллионов баррелей в сутки стала для рынка неожиданностью, хотя рост цен на черное золото на следующий день не удивил никого. Брент немедленно вырос на 5 долларов, превысив отметку 85 долларов после падения в начале марта. Новое сокращение – не первое за последний год. Картель уже снижал добычу осенью 2022 года на 2 миллиона баррелей в сутки. И тогда, и сейчас реакция из США не заставила себя ждать – в Белом доме решение саудитов и ведомого ими картеля назвали опрометчивым и разочаровывающим.

Некоторые западные аналитики уже обвинили Саудовскую Аравию в хитроумной поддержке своего партнера по альянсу России. Действительно, российская нефть продается плохо, и доходы нефтяных компаний и российского бюджета, соответственно, сокращаются. Так, Минфин радуется тому, что в марте бюджет недополучил «всего» 35 миллиардов рублей, а ждали дыру свыше 40 миллиардов.

России снова повезло

Но в данном случае России просто повезло – ее интерес в более высокой цене, как это было весь прошлый год, совпал с интересами стран-участниц ОПЕК+. Исполнительный директор департамента рынков капиталов компании «Универ-Капитал» Артем Тузов не верит ни в альтруизм стран-поставщиков нефти, ни в их желание защитить нашу страну от «плохих» Соединенных Штатов:

- Поставщики нефти – достаточно зубастые страны, и они никаким сопереживанием в адрес России не страдают.

Во главе угла стоит стремление не дать цене на нефть упасть ниже выгодного им коридора цен.

- Эксперты стараются представить дело таким образом, что страны, в первую очередь, Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ, добровольно сокращают объёмы добычи ради того, чтобы ударить по Западу, ради того, чтобы помочь России и так далее. На самом деле, мотив не в том, чтобы задрать цены, а в том, чтобы удержать цены хотя бы на том уровне, на котором они были на протяжении последних месяцев, в коридоре от 85 до 90 долларов за баррель. Потому что если этого не делать, цена упадёт, - говорит эксперт финансового университета и Фонда Национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Борьба за стабильно высокие цены

Решение о сокращении добычи – «ответка» на действия ФРС США и европейского Центробанка. Чтобы подавить инфляцию, западные финансовые власти подняли ставки рефинансирования. Кредиты резко подорожали, экономика затормозилась, еще даже не отойдя от шока пандемии. Как следствие, спрос на нефть будет падать, а цена - снижаться. На прошлой неделе ФРС США опять подняла ставку, поэтому объявление ОПЕКом о том, что нефть будут качать меньше, в этой парадигме стало логичным шагом.

Экономическая ситуация в мире далека от стабильности. Банковскую систему «штормит», их заемщики – реальный сектор экономики – испытывают трудности. При сокращении спроса на энергоносители обостряется межвидовая борьба. Перед саудитами и другими странами, входящими в ОПЕК, стоит непростая задача. С одной стороны, цена на их нефть должна находиться на таком уровне, чтобы американским фрэкинговым компаниям было невыгодно производить нефть путем гидроразрыва пласта. Она колеблется на уровне 70 долларов за баррель. Если цена опускается ниже 70 долларов, на рынке наступает волатильность. Добыча в Америке снижается, цена резко идет вверх. Спекуляции набирают обороты и снова обваливают цены.

- Поставщикам нефти нужно планировать бюджеты стран. Им эти колебания не нужны. Им цена 70 – 80 долларов за баррель вполне комфортна. И её стараются поддерживать, иногда наращивая добычу, иногда – снижая. Цель – оставаться лидерами на рынке по предлагаемым объёмам нефти, - говорит Артем Тузов.

Задача перед продавцами стоит сложная: им нужно поддерживать такую цену, когда новая нефть из США уже не поступает, а если цена будет расти, ее должны покупать у текущих поставщиков – то есть, у Саудовской Аравии со товарищи.

Мнения экспертов, какой должна быть справедливая цена на «черное золото», варьируются. После объявления о снижении добычи американские и европейские аналитики не исключали и 130 долларов за баррель. Российские эксперты осторожно оценивают ценовые перспективы.

- На биржах это всё может произойти буквально часами, а потом успокоится. Сейчас многие говорят о 100 долларах за баррель. Я думаю, что до этого уровня не поднимется, - говорит заместитель директора Центра устойчивого развития Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Владимир Лихачев.

Россия, нефть, бюджет и танкеры

Россия снизила добычу нефти даже еще больше, чем составляла выделенная ей ОПЕК квота. Это плохая новость, хотя понятно, почему это произошло – от российской нефти отказались США и Европа.

- Невозможно добывать, если нет потребителей. Постепенно наращиваются поставки в Китай, в Индию. Думаю, к концу 2023 года Россия снова будет в квотах ОПЕК по добыче. Это временное снижение. Была последняя новость, что Роснефть заключила контракт с Индиан Петролиум – крупнейшей компанией нефтепродуктов Индии, - подводит промежуточные итоги действующих санкций Артем Тузов.

России выгодны высокие цены на энергоносители, потому что при дорогой нефти падают объемы, а доходы не страдают. Когда экспортируется меньше нефти, падает спрос на танкеры, которых не хватает. Глобально изменились транспортные пути доставки. Теперь нефть не течет по трубопроводам с востока на запад, а грузится в портах:

- Россия вместо Европы стала возить Азию, те, кто поставлял в Азию, начали возить в Европу. У всех увеличилось транспортное плечо. Один и тот же объём нефти приходится перевозить бОльшим количеством танкеров. Дефицит танкеров немного снизится, когда все снизят добычу, - полагает Игорь Юшков.

Мировые агентства сообщают, что теневой танкерный флот растет. Неизвестно, кому он принадлежит и чью нефть возит. Эти совпадения не случайные, уверен Артем Тузов: - Это та маржа, которая незаметна для российского бюджета идёт на скупку теневого танкерного флота и расширяет экспортные мощности России. Вряд ли это происходит без контроля государства. Скорее, наоборот. Выполняются задачи, которые поставлены правительством.

Как известно, наполняемость российского бюджета на 40% зависит от проданных энергоносителей, и в первую очередь, нефти и нефтепродуктов. Может случиться так, что сокращение добычи странами ОПЕК на российском бюджете никак не скажется. В условиях нестабильности рынков трудно оценить, будет ли снижение одноразовой мерой, или это новый тренд.

Однако снижение объемов продаж – не единственный фактор, который влияет на бюджет. Еще больше Минфин волнует падение цен и дисконт на российскую нефть. Ведомство Силуанова исходит из того, что до середины года скидки на нефть будут снижаться. Некоторые эксперты предрекают, что к середине года мы увидим рост доходов бюджета.

Если США и ЕС не удастся остановить финансовый кризис, добычу в середине года придется снижать еще. Стабилизируются банки – пойдет рост экономики, и тогда ограничения по предложению энергоносителей отменят.

Авторы: Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Источник: Новые Известия, 06.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики