Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сюрприз от ОПЕК+: ответ «потолочникам» и спекулянтам

Сюрприз от ОПЕК+: ответ «потолочникам» и спекулянтам

Страны альянса производителей нефти ОПЕК+ объявили о скоординированном сокращении добычи, блокируя попытки Запада искусственно занижать цены на нефть.

Ввоскресенье 2 апреля девять стран — участниц соглашения ОПЕК+ неожиданно, вне календаря плановых пересмотров квот, объявили о сокращении объема добычи нефти с мая до конца этого года. В скоординированном сокращении участвуют пять (из 13) государств ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и четыре (из 10) страны, не входящие в ОПЕК, но с 2016 года согласующие свою добычную политику с картелем, во главе с Россией.

Наибольшие по объему сокращения — по 500 тыс. баррелей в сутки — берут на себя Саудовская Аравия и Россия. Наша страна продлила действующее с 1 марта решение о сокращении добычи до конца текущего года. Еще на 657 тыс. баррелей в сутки суммарно снизят свою добычу некоторые «опековцы» (Ирак, Кувейт, Алжир и ОАЭ) и «не-опековцы (Казахстан и Оман), решившие присоединиться к лидерам. Таким образом, в общей сложности альянс ОПЕК+ сократит добычу на 1,66 млн баррелей в сутки.

Как заявил вице-премьер России Александр Новак, это добровольное сокращение, не в рамках сделки ОПЕК+. Оно дополняет принятое в прошлом году решение альянса сократить добычу на два миллиона баррелей в сутки до конца 2023 года. При этом в дальнейшем к дополнительному сокращению могут присоединиться и другие участники альянса.

Саудовское министерство нефти в своем заявлении тоже назвало этот шаг «превентивной мерой» для сохранения стабильности нефтяного рынка. 

«Новое соглашение о сокращении добычи оформлено как “сделка внутри сделки”, то есть речь идет о соглашении конкретных стран внутри ОПЕК+, а не об изменениях квот ОПЕК+, — поясняет Станислав Митрахович, ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. — Если бы поменялись квоты, Россия могла бы избежать реального сокращения добычи, поскольку она и так недобирала по квотам ОПЕК+ около 0,6 миллиона баррелей в сутки. Теперь же решение принято именно о физическом сокращении добычи, на которое придется пойти России, как и Саудовской Аравии, которая добывала практически максимум из разрешенного квотами ОПЕК+».

Объявление альянса застало рынок врасплох: очередной мониторинговый комитет сделки ОПЕК+ должен был собраться 3 апреля, но этот орган может лишь дать свои рекомендации для министерской сессии альянса, где обычно и принимаются решения об изменении добычных квот. Изменение графика и формата решения были предприняты намеренно, чтобы завершить девятимесячный период снижения нефтяных цен, в течение которого они упали примерно на треть, со 120 до 80 долларов за баррель (см. график 1).

«Сюрприз» от ОПЕК+ возымел действие немедленно. Стоимость барреля нефти марки Brent только за 3 апреля подскочила с 79,78 до 86,04 доллара. И пока отката не последовало: Brent торгуется на отметках 86‒87 долларов за баррель.

Почему альянс нефтедобытчиков во главе с Саудовской Аравией и Россией прибег к нестандартным решениям и каковы вероятные последствия этого шага?

Решение ОПЕК+ должно развернуть понижательный тренд мировых цен на нефть

Союз на повышение

Создание нефтяного картеля ОПЕК в 1960 году изначально преследовало цель объединить усилия ряда нефтедобывающих стран, не слишком тогда еще мощных по отдельности, в борьбе с диктатом западных транснациональных корпораций. Западные корпорации хотели получить сырье подешевле, обладатели нефтяных ресурсов — извлечь от их освоения больше прибыли.

На сегодняшний день в состав ОПЕК входят 13 государств, на которые в совокупности приходится примерно 70% мировых запасов нефти и 36% мировой добычи.

Соглашение ОПЕК+ преследовало, в общем, ту же цель — защитить коллективные интересы его участников, добывающих и экспортирующих нефть, посредством поддержания приемлемого уровня цен. Главным инструментом контроля за ценами стала координация объемов добычи, то есть предложения нефти на мировом рынке.

В 2010-е развитие добычи сланцевой нефти в США превратило эту страну из нетто-импортера в крупного поставщика нефти на мировой рынок (см. «Дядя Сэм на воеводстве», «Эксперт» № 47 за 2018 год). Еще в 2010 году США добыли 333 млн тонн нефти, а по итогам 2015-го уже 567 млн тонн, в «доковидном» 2019 году объем добычи здесь совсем чуть-чуть недотянул до 750 млн тонн (см. график 2).

Мировой рынок отреагировал на такой рост предложения радикальным снижением цен. Еще в 2011 году цены на Brent превышали 100 долларов за баррель, однако к январю 2016-го успехи американских сланцевиков обвалили этот показатель примерно до 30 долларов, чего не было даже в кризисном 2009-м.

В итоге в феврале 2016 года Россия и три страны ОПЕК — Катар, Саудовская Аравия и Венесуэла — на уровне министерств начали неформальное обсуждение возможного замораживания уровня добычи для стабилизации спроса и предложения на рынке.

Тридцатого ноября 2016 года на очередной встрече в Вене 13 государств — членов ОПЕК договорились о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки, до 32,5 млн. К соглашению 10 декабря того же года присоединились еще 11 стран, не входящих в нефтяной картель: Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Судан, Экваториальная Гвинея (вошла в ОПЕК в 2017 году) и Южный Судан.

Всего страны — участницы соглашения договорились уменьшить совокупную добычу на 1 млн 758 тыс. барр. по сравнению с уровнем октября 2016 года. Россия решила снизить среднесуточную добычу на 300 тыс. баррелей в сутки (2,7%).

Участников декабрьского 2016 года соглашения ОПЕК и «не-ОПЕК» в СМИ начали называть альянсом ОПЕК+.

На протяжении 2017‒2019 годов соглашение неоднократно продлевалось с некоторыми изменениями. В частности, в июне 2018-го было решено нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки, в декабре 2018-го — снова сократить, до 1,2 млн, а в декабре 2019-го — до 1,7 млн.

По данным Всемирного банка, в результате успешного исполнения сделки ОПЕК+ с 2016 по 2019 год средняя стоимость нефти в мире выросла до 63 долларов за баррель.

По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованной в ноябре 2019 года, сделка ОПЕК+ позволила ее участникам повысить свои нефтяные доходы, несмотря на снижение добычи. В среднем, по данным МЭА, страны ОПЕК в 2019 году совокупно зарабатывали 1,9 млрд долларов в день, на 350 млн больше, чем в 2016 году, хотя добыча по сравнению с тем периодом снизилась на 3 млн баррелей в сутки. Нефтяная выручка России увеличилась на 170 млн долларов — до 670 млн долларов в сутки.

Результат налицо. И благодаря полученным результатам в июле 2019 года страны ОПЕК+ подписали хартию о долгосрочном сотрудничестве.

Согласованные действия ОПЕК+ предпринимались и в 2020 году для снижения негативного воздействия пандемии коронавируса, и позднее, по мере восстановления мировой экономики, когда на смену вирусу пришли биржевые спекулянты.

В первые пандемийные месяцы 2020 года альянс прошел серьезное испытание на прочность. В марте 2020-го очередная конференция ОПЕК+ не смогла договориться о продлении квот на добычу с 1 апреля того года. Камнем преткновения стала позиция российских нефтяников, выступивших категорически против очередного снижения добычи.

Дело в том, что Россия ранее оказывалась в выигрышном положении относительно иных участников сделки. В качестве базовой отметки, от которой отсчитывался объем снижения, был принят октябрь 2016 года, когда Россия находилась на пике добычи. То есть, формально выполняя сделку, мы все равно увеличили добычу год к году. В декабре 2018 года стороны договорились о стабилизации производства нефти, а в конце 2019-го Россия добилась исключения из сделки газового конденсата. А вот в марте 2020 года, на фоне вызванного пандемией кризиса, пришлось бы сокращать добычу уже не «на бумаге», а «на земле».

К голосу компаний прислушались в правительстве. И, как оказалось, напрасно. Карантинные мероприятия по всему миру вызвали радикальное снижение спроса на топливо. Цены на нефть уже в апреле 2020 года обвалились до неприлично низких отметок, не покрывающих даже ее себестоимость. И в апреле же участники ОПЕК+ в пожарном порядке согласовали очередное снижение добычи. Но уже не на 1,5 млн баррелей в сутки, как планировалось ранее, а на 9,7 млн баррелей, с последующим восстановлением добычи по мере преодоления кризиса.

Последнее актуальное соглашение ОПЕК+ в рамках квотного механизма было заключено на встрече 4 декабря 2022 года. Тогда страны ОПЕК+ подтвердили ранее принятое решение сократить добычу нефти в 2023 году на 2 млн баррелей в сутки.

Это соглашение стало ответом на эмбарго ЕС на импорт российской нефти и введения для нее потолка цены — 60 долларов за баррель при международных сделках (вступило в силу 5 декабря 2022 года). Фактически альянс дал понять инициаторам заградительных мер против российского нефтяного экспорта, что помогать им незападные нефтедобытчики не собираются.

Следующее официальное собрание в формате ОПЕК+ намечено на 4 июня. Но, как видим, «внеквотное» решение о сокращении добычи уже принято.

Спекулянт не пройдет

Попытки искусственно манипулировать ценами на нефть в сторону их занижения ожидаемо не понравились экспортерам нефти. Все примерили на себя возможные санкции судорожно хватающегося за остатки мирового господства «коллективного Запада».

Так, после введения потолка цен для российской нефти саудовский министр Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд пригрозил не продавать нефть сторонникам предельных цен для Эр-Рияда.

А опасения эти небезосновательны. Помимо введенного в прошлом декабре потолка для российской нефти (хотя что мешает сделать этот потолок не только российским?) американцы уже давно играют с законопроектом NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), в соответствии с которым США смогут предъявлять антимонопольные иски к членам ОПЕК, осуществляющим скоординированные действия по ограничению добычи нефти и установлению цен на нее.

Эпопея с NOPEC тянется уже почти два десятка лет, но пока так и не привела к успеху из-за опасения жесткой реакции ближневосточных нефтеэкспортеров. Саудовцы, по сообщениям мировых информационных агентств, прямо угрожали американской стороне дедолларизацией нефтяного экспорта. А они, точнее продажи их нефти в долларах, Вашингтону были нужны как важный фактор обеспечения американской валюты.

Но помимо топорных нерыночных методов продавливания вниз мировых цен на нефть есть способы вполне рыночные, конвенционные в международной политике. Это биржевые спекуляции.

Не секрет, что при расчете цен на конкретные поставки нефти в международной торговле за точку опоры принимается рыночный маркер (самый известный — Brent) на бирже. А здесь раздолье всевозможных спекулянтов, которые часто «работают» даже не с физической нефтью.

Масса западных фондов всегда считали себя владельцами этого рынка, потому что они могли позволить себе манипулировать им, опираясь на ликвидность, которую предоставляли центральные банки западных стран. Можно было открывать любые биржевые позиции, играть на бирже с собственными целями. Спекулятивные позиции по нефти иногда превосходили реальные продажи на порядок, то есть в десять и более раз.

Накануне спекулянты в большинстве своем играли на понижение (тот самый девятимесячный тренд на снижение цен). В чем находили полное взаимопонимание с властями «коллективного Запада», которые пытались как-то сбить инфляцию, спровоцированную ими же (бесконтрольной эмиссией валют). Дешевое топливо для этих стран, в большинстве своем нетто-импортеров, было бы очень кстати. Президент США Джо Байден еще в 2022 году посещал Саудовскую Аравию с просьбой нарастить добычу нефти для снижения цен.

Между тем на конец марта нефтяной фьючерс торговался в США на отметке 64 доллара за баррель, в то время как безубыточность государственного бюджета Саудовской Аравии, по экспертным оценкам, начинается с 66,8 доллара за баррель, а средняя планка безубыточности для восьми стран, объявивших о дополнительном сокращении добычи, составляет 84,8 доллара.

Абдул-Азиз ибн Салман Аль Сауд еще в кризисно-коронавирусном 2020-м прямо говорил: «Дестабилизирующим спекуляциям и манипуляциям нет места на ответственном и эффективном рынке». И пообещал дать достойный ответ тем, кто будет продавливать цены ниже «справедливой цены».

Словом, ничего личного, нефтеэкспортеры просто отбились от спекулянтов и вернулись на приемлемые для себя ценовые отметки. О чем сами же честно предупреждали.

«На самом деле они хотят удержать цены на нефть, а не задрать их. Удержать в районе хотя бы 80–85 долларов за баррель. Вот на чем основывается их решение, — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Чтобы стоимость не ушла в район 65‒60 долларов, страны ОПЕК+ идут на добровольное сокращение, чтобы поддержать цену. Они это делают, скорее, в ответ на действия США».

Консультант «Выгон Консалтинг» Иван Тимонин также полагает опасения стран — участниц ОПЕК+ обоснованными и укладывающимися в экономическую логику: «Решение ОПЕК+ о дополнительном сокращении добычи, в соответствии с позицией организации, является превентивной мерой, нацеленной на поддержание стабильности мирового рынка нефти, то есть в данном случае на предотвращение формирования избытка предложения. На фоне благоприятной ценовой конъюнктуры ощутимо вырастет объем добычи производителей, не принимающих участия в сделке, в первую очередь США и Канады. В связи с этим без нового решения ОПЕК+ в мире действительно мог сформироваться профицит в объеме порядка 0,6 миллиона баррелей в сутки».

Добро пожаловать в реальный мир

Как отмечают в экспертном сообществе, есть и еще одно последствие воскресного «перформанса» нефтеэкспортеров: решение ОПЕК+ сильно ударило по спекулянтам на рынке нефти.

На протяжении последних 15 лет спекулянты, особенно разного рода западные фонды, резвились на рынках нефти, пользуясь исключительной дешевизной денег. Кризис 2008 года купировался «коллективным Западом» вливаниями средств в экономику при низких, часто околонулевых процентных ставках (см. график 3).

То есть покупатели, включая спекулянтов, не испытывали никаких проблем с кредитами под биржевую игру. Теперь у них эти проблемы появились. Возможности спекулятивной экономики поглотить все нарастающую эмиссионную массу оказались небезграничными. И на фоне коллапса нескольких крупных банков США приступили к ужесточению финансовой политики. Так, диапазон ставки ФРС только за год вырос с 0‒0,25 до 4,75‒5% годовых — рекорд со времен докризисного 2007 года.

Соответственно, рынок возвращается к фундаменталиям, где конъюнктура определяется взаимодействием покупателей и продавцов реальной, а не «бумажной» нефти.

В краткосрочной перспективе большинство рыночных аналитиков ожидает, что биржевая цена марки Brent закрепится выше 80‒90 долларов за баррель. Goldman Sachs предсказывает, что к концу этого года Brent подберется к отметке 95 долларов. Австралийская финансовая группа ANZ Group и шведский банк Skandinaviska Enskilda Banken не исключают и возвращения цен к отметке 100 долларов за баррель.

Станислав Митрахович из Финансового университета не торопится соглашаться с таким оптимистичным для производителей прогнозом: «Цены в 100 долларов за баррель пока ждать рано, по крайней мере, пока растет, хотя и медленно, добыча в США и пока китайская экономика полностью не восстановилась после ковида».

Для России принятые решения — хорошая новость. Ожидающийся рост цен и дефицит нефти на мировом рынке приведет к тому, что потенциальные импортеры российской нефти будут держаться за сохранение поставок. И соглашаться на более высокие цены — как за счет более высокого рыночного базиса, от которого отсчитывается дисконт, так и за счет уменьшения самого дисконта.

На базисе DES (delivered ex-ship) в индийских портах дисконт в ценах российских поставок относительно Brent сократился до 12–14 долларов на баррель с более ранних 14–17 долларов. В китайских портах на том же базисе скидки сократились до 8–9 долларов с 10–11 долларов на баррель.

Reuters сообщает со ссылкой на источники в отрасли, что российская нефть Urals превысила потолок цен в 60 долларов за баррель.

«Котировки сорта Urals уже поднялись до уровня свыше 65 долларов за баррель, превышающего установленный потолок цен», — подтверждает Иван Тимонин.

Автор: Сергей Кудияров

Источник: Expert.ru, 09.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики