Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Si vis pacem, para bellum — хочешь мира, готовься к войне

Si vis pacem, para bellum — хочешь мира, готовься к войне

Страны Ближнего Востока налаживают сотрудничество, но благодаря Китаю — не США

По мере ослабления «мирового гегемона» (США, а вы что подумали?) Ближний Восток стремительно меняется. Саудовская Аравия восстанавливает дипломатические отношения с Ираном и Сирией. Теоретически это значит, что для нефти региона должны настать спокойные времена. Но допустит ли Вашингтон такое благоденствие?

Мирись-мирись…

В последнее время Китай планомерно мирит Саудовскую Аравию и Иран. Эти страны активно поставляют свою нефть в КНР, причем все чаще договариваются о поставках в национальных валютах. Более того, несмотря на активный экспорт российской нефти в Поднебесную, в 2022 году именно Эр-Рияд занимал первое место по поставкам сырья в КНР.

Результат усилий Пекина очевиден: военная коалиция под руководством Саудовской Аравии сняла восьмилетние ограничения на импорт в южные порты Йемена. Если прогресс в переговорах Эр-Рияда с хуситами, которые финансируются Ираном, будет закреплен, нефтяная инфраструктура королевства выйдет из-под удара. К тому же страны смогут обеспечить спокойное судоходство в регионе и свести к минимуму угрозу танкерной войны. То есть чем дальше США, тем ближневосточные страны ближе к миру.

При этом сейчас Саудовская Аравия находится еще и в процессе примирения с Сирией, а это со временем может открыть новые возможности для транзитного пути ближневосточных углеводородов в ЕС.

В ближайшую пятницу страны Персидского залива обсудят возвращение Сирии в Лигу арабских государств, членство страны в которой было прекращено в 2011 году.

Впрочем, не стоит забывать про американский флот в Бахрейне и переброску на Ближний Восток подлодки США, способной нести до 154 крылатых ракет «Томагавк», а также интересах НАТО в Средиземном море.

По данным Wall Street Journal, глава ЦРУ Уильям Бернс в ходе недавнего внезапного визита в Эр-Рияд сказал кронпринцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману, что США были ошарашены восстановлением отношений Эр-Рияда с Ираном и Сирией, поскольку эти страны до сих пор под жесткими санкциями. В связи с этим можно предположить, что кроме этих слов последуют и действия.

Конфликт в нужном месте и в нужное время

Судя по всему, обстрелы территории Израиля, а также последовавшая за этим атака Тель-Авива говорят о том, что Вашингтон без боя из региона не уйдет.

Напомним, что 5 апреля израильская полиция провела операцию в одной из главных святынь мусульманского мира — мечети Аль-Акса. 6 апреля территория Израиля подверглась массированному ракетному обстрелу со стороны Ливана. Атака была самой масштабной с 2006 года. В ночь на 7 апреля ВВС страны нанесли удары по коммуникациям ХАМАС в Секторе Газа, кроме того были атакованы окраины населенных пунктов на территории Ливана, где располагаются несколько палестинских лагерей.

Казалось бы, кому выгодно сейчас «поджигать» этот взрывоопасный регион? Отчасти заинтересованной стороной могут быть власти самого Израиля, которым важно смещение акцентов внимания общества с внутренней повестки на внешнюю. Не стоит забывать, что после попытки проведения кабинетом Биньямина Нетаньяху судебной реформы в стране вспыхнули социальные протесты. В конце марта в антиправительственных митингах принимало участие уже около полумиллиона человек по всей стране. К ним присоединилась «Гистадрут» — крупнейшая федерация профсоюзов Израиля. После обстрелов израильтяне на какое-то время протестовать перестали, однако уже 8 апреля митинги возобновились.

Впрочем, от конфликта Израиль может потерять больше, чем приобрести от мира, поэтому выгода правительства страны неочевидна. Отметим, что 10 марта Нетаньяху во время встречи в Италии с министром экономического развития этой страны Адольфо Урсо сообщил, что Израиль готов транспортировать саудовскую нефть через свою территорию взамен на присоединение Эр-Рияда к «Авраамовым соглашениям» (договору о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ). Он уточнил, что соединение железных дорог Саудовской Аравии и Аравийского полуострова с портом Хайфа через Иорданию потребует прокладки 200 километров железной дороги, чтобы связать нефтепровод Арабского полуострова со Средиземноморьем напрямую через Израиль. За счет этого маршрут поставок сократится, и они минуют Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы и Суэцкий канал.

Ранее у Израиля был проект транспортировки саудовской нефти в Европу посредством нефтепровода Ашкелон — Эйлат, который соединяет побережья Красного и Средиземного морей. Его хотели расширить на 700 километров до НПЗ в Янбу в Саудовской Аравии. То есть Израиль давно присматривается к роли транзитной страны для нефти Ближнего Востока.

Кроме того, не стоит забывать, что Тель-Авив и Бейрут до сих пор делят часть шельфа в 856 кв км, который богат газовыми залежами. С этой точки зрения Израилю нужны хорошие отношения с арабским соседями, поэтому операция в мечети Аль-Акса несет уж очень «политизированный» характер.

При этом она еще и мешает миротворческой миссии Китая по нормализации ситуации на Ближнем Востоке. Что вполне закономерно, ведь если в регионе воцарится мир, то военная «помощь» Соединенных Штатов никому не потребуется.

У Саудовской Аравии и Ирана своя повестка

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович пояснил, что речь идет в широком смысле о лидерстве на Ближнем Востоке:

«У этих двух стран есть свой набор разногласий. Саудовская Аравия рассчитывала на то, что Иран в какой-то момент ослабнет из-за санкций и американской блокады. Но выяснилось, что Иран устойчив, как и его режим, он продолжает продавать нефть, налаживает отношения с Россией. Эр-Рияд решил, что в этой ситуации отношения с Тегераном лучше нормализовать. Происходящее в Израиле к взаимоотношению Саудовской Аравии и Ирана никого отношения не имеет, тут нет прямой связи. Объединиться эти повестки могут только в экстраординарной ситуации», — рассказал эксперт.

При этом он считает, что любая нестабильность на Ближнем Востоке может привести к ограничению поставок нефти:

«Есть несколько узловых точек, которые находятся в зоне риска: Суэцкий канал, который был перекрыт несколько лет после Шестидневной войны, Баб-эль-Мандебский пролив, находящийся рядом с Йеменом, Ормузский пролив. Однако я бы больше связывал эти риски с взаимоотношениями США и Ирана», — уточнил Митрахович.

По его мнению, что касается участия Израиля в энергопроектах, то наиболее интересно, как эта страна будет осуществлять свои газовые поставки:

«Там есть новые месторождения, часть израильского газа уже идет в Египет для сжижения. Эти мощности собираются увеличивать. Можно предположить, что в случае улучшения отношений арабского мира с Израилем энергопроектов, прежде всего, газовых, будет больше», — уточнил эксперт.

Равновесие на Ближнем Востоке раскачалось

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что в области нефтяной стратегии Ближней Восток уже не руководствуется интересами США, это очень значимо. При этом он напомнил, что основной способ поставок нефти идет морским путем, а море в руках США и Великобритании:

«Главный морской страховщик — это Великобритания, которая занимает 85% мирового страхования морских перевозок. Поэтому я считаю, что политическое равновесие в регионе явно раскачалось, но и у той, и другой стороны есть инструменты, чтобы потянуть качели в свою сторону. Арабы больше не считают США гарантом своей безопасности, но у Вашингтона и Лондона есть мощные инструменты влияния на рынок, связанные с транспортировкой и страхованием», — заметил эксперт.

В то же время Журавлев считает, что в настоящее время Вашингтон готов на любые шаги, чтобы удержать Ближний Восток в зоне своего влияния.

Нефтепровод как гарантия

Тем не менее тектонические изменения в регионе идут очень активно, и остановить их будет сложно. По мере улучшения отношений Саудовской Аравии с Ираном временный альянс между Эр-Риядом и Тель-Авивом, который активно продвигался Соединенными Штатами, может ослабеть. В этой ситуацию Израилю стоит серьезнее отнестись к реализации на своей территории различных энергетических и инфраструктурных проектов, которые могли бы улучшить его отношения с арабскими странами региона.

Источник: OilCapital.ru, 12.04.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики