Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине нужен газ, но только для экспорта

Украине нужен газ, но только для экспорта

Украина хочет и может вернуться к практике «серых» схем продажи газа за границу

Зима для украинского газового рынка с 2014 года всегда была трудным периодом — евроинтеграция требовала жертв. Социальные объекты (больницы, школы, детские сады и т. д.) нуждались в отоплении. А покупать энергосырье для этих нужд приходилось через европейские биржи даже в том случае, если газ был произведен на территории страны.

Чем меньше, тем лучше

Напомним, что на начало 2022 года Украина потребляла около 27 млрд кубометров газа. Из них на собственную добычу приходилось 20 млрд кубометров, остальное — на импорт. За весь постсоветский период страна последовательно сокращала свои потребности в газе. Так, в 1992 году Украина потребляла 99,2 млрд кубометров газа, через десять лет, в 2002-м, — уже 78,7 млрд кубометров. В 2014-м году этот показатель не превышал 42,6 млрд кубометров, а 2021-м — 26,8 млрд. Прошедший 2022 год полностью отвечал данной тенденции: сокращение потребления, согласно официальным источникам, составило порядка 40-50% от показателей 2021 года. Поэтому зима 2022-23 годов прошла более гладко.

Действительно, проблем у газовой отрасли страны стало в разы меньше. В марте 2022 года падение спроса на газ в промышленном секторе составило почти 70%, на сегодняшний день оно находится на уровне около 50% от уровня января 2022 года. Социальные объекты во многих случаях перестали таковыми быть. Часть населения уехала, некоторые территории вошли в состав РФ, поэтому их снабжать газом Киеву не нужно.

Кроме того, не стоит забывать, что летом прошлого года кабинет министров Украины своим постановлением запретил экспорт топлива, в том числе и газа, украинского происхождения. То есть только прошедшей зимой газ из Украины на западные рынке не попадал!

Европа им поможет

Внезапно на это пожаловались частные газодобывающие компании. Они привели данные, согласно которым ранее на их добычу приходилось 23% производства энергосырья, которое продавали, главным образом, промышленности. Однако с 2022 года потребности их основных клиентов резко сократились. В результате каждый третий кубометр газа, который добывали негосударственные компании, остался без реализации. Согласно украинской статистике, в 2022 году на территории страны было произведено 18,5 млрд кубометров газа. Из них на государственные компании приходилось 14,3 млрд кубометров, или 77%, на частные компании — 4,2 млрд кубометров, или 23%. Теперь помочь частному газовому бизнесу в стране, как водится, может только Европа. Ассоциация газодобывающих компаний Украины попросила открыть экспорт в Евросоюз.

Не стоит забывать, что 26 апреля 2023 года «Нафтогаз Украины» начал покупать газ у частных компаний. До мая было заключено 16 сделок. Кстати, с 25 апреля 2023 года «Нафтогаз Украины» зарегистрирован на энергетической платформе совместных закупок газа в ЕС. То есть закупать газ украинская госкомпания собирается совместно с ЕС. Вот это и является истинной целью открытия экспорта украинского газа, частного или не очень.

… хоть шерсти клок

Пока на европейском континенте цены на энергосырье низкие, но большинство аналитиков предупреждают власти ЕС, что расслабляться не стоит. Последним это сделал Goldman Sachs, который подсчитал, что зимой 2023-24 годов газ утроится в цене. Сейчас он стоит менее $400 за тысячу кубов. Это все равно вдвое больше, чем до пандемии, но в 9 раз меньше, чем в августе 2022 года. Если газ поднимется в цене даже до $1000 за кубометр, то разрешение на экспорт украинского газа частными компаниями приобретет совсем иную экономическую привлекательность. Тем более сейчас для ЕС, при фактическом отсутствии российского сетевого газа, важны даже небольшие объемы.

Как признались в Ассоциации газодобывающих предприятий Украины, некоторым частным компаниям удалось нарастить суточную добычу на 30-40%. Более того, гендиректор компании «Укргаздобыча» Олег Толмачев ранее говорил, что Украина планирует на 50% увеличить объемы бурения газовых скважин до конца года. В «Нафтогазе» отмечали, что в этом им должны помочь американские компании, причем сланцевые.

Издание Newsweek даже посчитало, что теперь Украина столкнется с новой угрозой, исходящей от американских компаний, которые инвестируют в нефтегазовую инфраструктуру страны, то есть в «грязную» энергию от ископаемого топлива. Правда, в статье не приводятся данные по поводу нефтегазовых проектов, а говорится лишь о меморандуме, который подписала Westinghouse с государственной атомной компанией Украины «Энергоатом». А в «грязный» газ, судя по всему, никто инвестировать не спешит.

Газ — странный предмет

Тем не менее руководство Украины полно решимости добиться газовой независимости. Так, в феврале 2023 года глава государственной энергетической компании «Нафтогаз» Алексей Чернышов заявлял Bloomberg, что в этом году страна планирует отказаться от импорта природного газа и нарастить объемы добычи топлива. В частности, согласно этому плану, «Нафтогаз» должен увеличить производство газа на 8%, а частные компании — на 16%. На фоне запрета на экспорт топлива данная мера должна помочь отказаться от импорта. Вот только непонятно, чем они хотят привлекать американских инвесторов и буровые компании.

Впрочем, план этот реализовать возможно и без роста производства, ведь с таким обвалом потребления сырья 15-16 млрд кубометров газа в ПХГ Украине должно хватить. Кстати, зима 2022-23 годов это уже доказала. Поэтому в настоящее время у страны уже образовался небольшой задел для экспортного маневра. Если удастся добиться роста добычи, то это действительно может принести хорошую прибыль.

Однако Украине не удавалось добиться роста газодобычи даже до СВО. Например, в 2019 году общая добыча газа на Украине сократилась на 1% — до 20,7 млрд кубометров. В середине февраля 2020-го «Укргаздобыча» презентовала программу наращивания добычи газа «Тризуб». Хотели освоить сверхглубокое бурение и шельф. Все эти планы остались только на бумаге — «Тризуб» не помог.

Плохой знак для Зеленского

Директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает, что новость про желание части компаний экспортировать украинский газ в меньшей степени связана с состоянием внутреннего рынка страны, речь идет, скорее, о вопросах собственности:

«Дело в том, что значительная часть газовых скважин Украины арендуется частными предприятиями. Добыча из этих скважин вроде бы фигурирует в общем газовом балансе страны, но „Нафтогаз Украины“ этим газом не распоряжается, поскольку это сырье принадлежит частным компаниям, которые его покупают. Компании эти чаще всего связаны с разного рода мелкими, средними, а подчас и крупными украинскими олигархами. Например, компания „Бурисма“ (в ней работал сын президента США Хантер Байден„НиК“). То есть речь идет о возможности частного бизнеса распоряжаться своей продукцией», — рассказал эксперт.

Он пояснил, что раньше эти компании свободно экспортировали газ с помощью разных «хитрых схем», поскольку официально газ можно было продавать за границу только «Нафтогазу»:

«Оформлялась продажа фиктивным украинским предприятиям, а потом физическая часть уже российского газа шла на экспорт, а эти компании получали за экспорт деньги, ну и, как водится, переводили их в офшоры. Данные схемы хорошо известны, но в прошлом году этому был положен конец. Однако прошло какое-то время, и люди, которые контролируют эту часть бизнеса, запросили свою долю», — отметил Стоякин.

По его словам, если «Нафтогаз» у частных добычных компаний стал закупать газ через биржу, значит, компании сами захотели выйти на эту биржу:

«Если они получат возможность самостоятельной продажи, они могут управлять ценами. На фоне общей политики деолигархизации на Украине это тревожный звонок для Зеленского. Ведь олигархи получили эти скважины еще до Порошенко», — указал эксперт.

Что же касается информации о намерениях развивать украинскую добычу газа, то она не соответствует действительности:

«Основные нефтегазовые районы Украины, где есть возможность развивать перспективную добычу, находятся слишком близко к зоне боевых действий. В Харьковскую или Полтавскую области инвесторов не загонишь. Кроме законченных жуликов, которые будут только продавать газ, а не вкладываться в добычу», — подчеркнул Стоякин.

Экспорт может помочь инвестициям

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков предположил, что газовый экспорт Украины будет зависеть от способности страны маневрировать с энергоносителями:

«Ранее Украина уже была дефицитна по углю, и непонятно, что будет с АЭС. В 2023 году стране придется массово останавливать атомные станции на профилактические ремонты. Насколько они затянутся, непонятно. Поэтому сложно сказать, какой объем газа Украина сможет экспортировать. Даже неизвестно, смогла ли Украина выйти на самообеспечение по газу за счет снижения спроса», — напомнил эксперт.

Касаясь возможно прихода в газовую добычу Украины иностранных инвесторов, он отметил, что СВО — не главная проблема для развития газовой добычи в этой стране:

«Если бы военные действия были бы единственной проблемой для разработки перспективных залежей газа, то инвесторов бы это не испугало. Прямых ударов по месторождениям газа, газопроводам и ПХГ не было. Вопрос в самой структуре запасов. Пока Киеву было бы хорошо сохранить нынешний уровень добычи. В этой ситуации разрешение экспорта для частных компаний может привлечь инвестиции для поддержания добычи на действующих месторождениях. Однако напомню, что и до конфликта инвесторов украинская добыча не очень интересовала. В любом случае, даже на действующих украинских проектах вкладывать надо будет много, а отдача может не окупить вложенные средства», — резюмировал Юшков.

Источник: OilCapital.ru, 12.05.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики