Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Русский Brent. Когда Россия перестанет продавать нефть по чужим ценам

Русский Brent. Когда Россия перестанет продавать нефть по чужим ценам

Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству уточнить способ, которым чиновники определяют цены на нефть и налоги для нефтегазовых компаний. Проработка этого решения может покончить с использованием системы расчетов, в основе которой лежит контролируемый США и Великобританией эталонный сорт нефти марки Brent, и переведет Россию на свой собственный отечественный индикатор (бенчмарк), рассказали aif.ru эксперты. 

Зачем что-то менять

Согласно перечню поручений, который президент Владимир Путин утвердил по итогам состоявшегося 11 апреля совещания по экономическим вопросам, правительству в срок до 30 июня поручено «обеспечить уточнение существующих и установление дополнительных индикаторов, используемых при определении цены на нефть для налогообложения нефтегазовых компаний». Как сказано в публикации на сайте Кремля, это нужно «в том числе в целях снижения размера скидки, применяемой к мировой цене на нефть».

От средней цены на нефть зависит сумма налога, которую государство начисляет нефтяным компаниям. В результате ценовой индикатор играет важную роль для наполнения бюджета России, а значит — для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам. Последние годы среднюю цену на российскую нефть марки Urals для Минфина высчитывало международное ценовое агентство Argus, однако в 2022 году, после введения санкций, информация о реальных сделках перестала быть публичной.

«После того, как цена Urals от Argus перестала отражать реальность, Минфин перешел к новой модели цены для налогообложения — Brent минус 25 долларов, — пояснил управляющий директор “Газпромбанк Private Banking”, автор Telegram-канала TruEcon Егор Сусин. — Но 2 мая агентство Platts включило в корзину Brent дешевую американскую нефть марки WTI Midland, по сути, “разбавив” бенчмарк более дешевой нефтью».

В результате индикатор Brent снизился, а вместе с ним упала и привязанная к нему сумма налогов в бюджет России. По словам Егора Сусина, у российских властей есть только одно долгосрочное решение — перевести все расчеты на свой собственный бенчмарк нефти. Пока это решение прорабатывается, правительство может снизить дисконт к Brent с 25 долларов за баррель до 15-20 долларов. 

Почему Россия продает нефть по чужим ценам

Если бы задачу отказаться от Brent и перейти на свой собственный ценовой индикатор по нефти было просто решить, Россия сделала бы это еще много лет назад, отметил в разговоре с aif.ru эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Это сложная задача, поскольку она требует не только желания со стороны России, но и согласия со стороны основных покупателей российской нефти, таких как Индия или Китай, — объяснил эксперт. — Нужно будет договориться с ними о работе такого механизма, включая биржу. Это сложная работа, и проработка такого решения едва ли завершится до 30 июня, но это не значит, что к этому не надо стремиться. Идея очень разумная, просто отказаться от привычных схем ценообразования непросто».

В Налоговом кодексе специальными поправками были прописаны положения, согласно которым в расчете НДПИ для нефтяных компаний и обратного акциза на нефть с 1 апреля применяется цена Brent, уменьшенная в апреле на 34 доллара за баррель, в мае — на 31 доллар, в июне — на 28 долларов, а в июле — на 25 долларов за баррель.

«В качестве временного решения можно еще уменьшить скидку к Brent, прописав соответствующие изменения в Налоговом кодексе, — сказал Станислав Митрахович. — Тогда компании будут платить больше налогов в бюджет. А дальше надо будет работать на договоренности с покупателями нашей нефти».

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 23.05.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики