Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Более 70 европейских компаний примут участие в совместных закупках газа

Более 70 европейских компаний примут участие в совместных закупках газа

Механизм может противоречить антимонопольным законам и не позволит исключить поставки российского СПГ

Еврокомиссия (ЕК) объявила первый международный тендер на совместную закупку газа на запущенной в апреле энергетической платформе Евросоюза (ЕС) AggregateEU, сообщил 10 мая зампредседателя ЕК Марош Шефчович. По его словам, заявки на участие в тендере уже подали 77 европейских компаний, которым необходимо в общей сложности 11,6 млрд куб. м газа. «Потребность в СПГ составляет примерно 2,8 млрд куб. м, а для доставки по трубопроводу требуется почти 9,6 млрд куб. м», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Замглавы ЕК при этом пригласил принять участие в тендере и подать свои заявки на обслуживание этих европейских клиентов «всех надежных международных поставщиков». Шефчович уточнил: первый раунд торгов будет открыт до 15 мая и охватывает поставки газа с июня 2023 г. по май 2024 г. Всего для участия в совместных закупках газа через недавно созданный механизм AggregateEU, по словам Шефчовича, зарегистрировались 107 компаний.

Внеочередной Совет ЕС по энергетике согласовал регламент о совместных закупках газа 24 ноября 2022 г. При этом он принял решение исключить из тендерного механизма топливо, поставляемое из России. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон уточняла тогда, что минимальный объем совместных закупок газа на 2023 г. составит 13,5 млрд куб. м, или 15% от объема национальных хранилищ газа стран ЕС.

О запуске платформы AggregateEU ЕК сообщила 25 апреля этого года. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поясняла, что с этой даты европейские компании могут делать заявки на закупку необходимых объемов газа. «Мы объединим наш спрос и будем использовать нашу силу коллективных переговоров для улучшения цен для потребителей», – отмечала она.

Агрегация спроса открыта как для потребителей газа, так и для компаний, продающих его, из всех стран ЕС и Энергетического сообщества (Албании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Косова, Молдавии, Черногории, Северной Македонии, Сербии, Украины). Украина, Молдавия и Сербия уже выразили заинтересованность в участии.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что поставщиками газа в рамках совместных закупок станут трейдинговые структуры крупных европейских компаний – британской BP, британско-нидерландской Shell, итальянской Eni и т. д. Аналитик напоминает, что сейчас в ЕС фактически есть четыре поставщика трубопроводного газа – Россия, Норвегия, Азербайджан и Алжир.

Несколько увеличить поставки трубопроводного газа, по мнению Юшкова, может Норвегия, если снизит продажи на спотовом рынке. Азербайджан, по его оценкам, не сможет существенно увеличить экспорт в Европу, так как соответствующие трубопроводные мощности почти полностью загружены. Азербайджан экспортирует газ по Южному газовому коридору, который включает газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум, Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы. В январе президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил, что республика планирует нарастить экспорт газа в Европу примерно до 12 млрд куб. м (с 11,5 млрд в 2022 г., т. е. примерно на 4%).

Юшков при этом предполагает, что под поставками трубопроводного газа могут подразумеваться также и поставки СПГ в том случае, если эти объемы будут законтрактованы не на морском СПГ-терминале, а в газообразной форме «в странах в глубине ЕС». При этом крупнейшими поставщиками СПГ в ЕС являются США и Россия, напоминает аналитик.

По мнению управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, совместные закупки газа ЕС похожи на формирование картеля, что может противоречить антимонопольному законодательству и уже «вызывает противоречивые разговоры среди участников рынка, и в первую очередь экспортеров газа по долгосрочным контрактам». Он напоминает, что ЕК мотивирует введение механизма пользой для внутреннего рынка, а именно возможностью снизить цены на топливо. «Но по сути все сводится к тому, что в законодательстве могут появиться лакуны, с помощью которых можно вручную влиять на цены в период особых пиков», – отмечает юрист.

Говорить о том, что механизм совместных закупок позволит ЕС снизить цену на газ, пока преждевременно, считает Юшков. «Это может создать излишнюю конкуренцию за газ и толкнуть цены вверх», – допускает он.

Проблемы с поставками газа и резкие ценовые скачки начались в ЕС после того, как Россия стала снижать прокачку на фоне усиления санкционного давления из-за СВО на Украине весной 2022 г. В марте 2022 г. спотовые цены на наиболее ликвидном хабе TTF в Нидерландах достигали исторического максимума в $3900 за 1000 куб. м, затем скорректировались вниз, но оставались до конца года аномально высокими (в районе $1000).

Они приблизились к норме лишь в начале мая 2023 г., на торгах 10 мая стоимость июньского фьючерса снизилась до 35,06 евро за 1 МВтч, или около $398 за 1000 куб. м (падение на 2,4% к предыдущей торговой сессии). По расчетам «Ведомостей» на основе данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), в начале мая из-за СВО на Украине, антироссийских санкций и диверсии на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» (так и не был запущен) Россия в среднем поставляла в ЕС по трубопроводам 67 млн куб. м газа в сутки против 308 млн куб. м в начале мая 2022 г. Экспорт российского газа в Европу сейчас ведется лишь по двум маршрутам – по одной из веток «Турецкого потока» (на 10 мая прокачано 30,5 млн куб. м) и транзитом через Украину (40,6 млн куб. м). Прокачка по газопроводу Ямал – Европа в направлении ЕС не осуществляется с конца 2021 г.

При этом энергокризис, связанный с дорожающим газом, начал развиваться в ЕС еще в 2021 г. Причинами стали форсирование энергоперехода на зеленые источники энергии, низкий уровень заполненности европейских ПХГ и падение выработки ветряных электростанций (ВЭС) из-за безветренной погоды.

Программа по постепенному отказу от российского газа предполагает снижение спроса на газ в ЕС на 15% с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г., строительство инфраструктуры по покупке СПГ и ряд других мер, включая совместные закупки и установление временного ценового коридора на газ для того, чтобы исключить завышение цен на него.

В июне 2022 г. Совет ЕС также утвердил регламент о заполнении ПХГ, согласно которому начиная с 2023 г. к 1 ноября хранилища стран – членов ЕС должны быть заполнены как минимум на 90%.

Авторы: Василий Милькин, Александр Волобуев

Источник: Ведомости, 11.05.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики