Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские нефтяники увеличили вводы новых скважин

Российские нефтяники увеличили вводы новых скважин

Положительную динамику обеспечивают новые проекты и проблемы с импортными технологиями

Нефтекомпании России в I квартале 2023 г. ввели в эксплуатацию 2001 новую нефтяную скважину – на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Минэнерго.

По их словам, увеличение показателя пришлось на крупные вертикально-интегрированные нефтекомпании (ВИНК), которые нарастили ввод скважин в эксплуатацию на 11% до 1829 шт. Прочие же производители, в том числе независимые нефтяные компании, сократили ввод скважин на 3% до 171 шт. Еще одну скважину в I квартале этого года ввел оператор соглашения о разделе продукции «Сахалин-2».

Компании наращивают ввод в эксплуатацию новых скважин на фоне добровольного сокращения Россией нефтедобычи, о котором вице-премьер Александр Новак объявил в феврале 2023 г. Изначально добычу планировалось снизить на 500 000 барр./сутки только в марте этого года. Но затем российские власти решили продлить эту меру до конца 2023 г. По оценкам Новака, добыча нефти в России по итогам 2023 г. может снизиться на 3,7% к предыдущему году до 515 млн т.

К добровольному снижению добычи также присоединились восемь стран ОПЕК+, в том числе Саудовская Аравия. Они решили добровольно уменьшить добычу нефти с 1 мая. Суммарное снижение добычи составит 1,66 млн барр./сутки.

Проходка в эксплуатационном бурении в РФ, по словам источников «Ведомостей», с начала 2023 г. выросла на 14,8% почти до 2,5 млн м в марте 2023 г. За I квартал эксплуатационное бурение составило более 6,8 млн м – на 3,3% выше плана. При этом горизонтальное бурение увеличилось на 11,4% до 1,46 млн м в марте 2023 г. и по итогам I квартала составило 4,1 млн м (динамику собеседники не приводят). 

Российские компании наращивают бурение скважин для добычи нефти и газа, несмотря на усиление санкций и эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в Евросоюз. Эмбарго вступило в силу 5 декабря 2022 г. одновременно с потолком цен на российскую нефть в $60/барр. 5 февраля этого года начали действовать аналогичные санкции в отношении нефтепродуктов. Ограничение цен для более дорогих нефтепродуктов (например, бензин и дизель) составляет $100/барр., более дешевых (мазут) – $45/барр.

В 2022 г. о приостановке работы в России объявила большая четверка глобальных нефтесервисных компаний: американские Halliburton, SLB (бывшая Schlumberger), Baker Hughes и швейцарская Weatherford. На них в 2021 г. приходилось 20% нефтесервисного рынка России и большая часть высокотехнологичного сервиса, к которому, в частности, относится горизонтальное бурение, сообщалось в отчете «Яков и партнеры» («Ведомости» писали об этом 3 марта 2023 г.).

В 2022 г. проходка бурения в России выросла на 4,2% по сравнению с 2021 г. до 27,5 млн м, а количество скважин – на 2,8% до 11 100 шт. При этом 50% рынка нефтесервисных услуг в России в 2021 г. приходилось на сервисные компании в структуре ВИНК, 20% – на крупные независимые сервисные компании, а еще 10% – на средние и малые компании. На этом фоне капвложения ВИНК в добычу нефти в 2022 г. выросли на 26,3% по сравнению с 2021 г. до 1,8 трлн руб.

Традиционно опережающим индикатором добычи нефти считается ситуация с бурением скважин в США. В отчете Baker Hughes Rig Count Overview & Summary Count сообщается, что на конец I квартала 2023 г. в США количество действующих буровых установок составляло 753 единицы – на 13,9% больше, чем на конец аналогичного периода 2022 г., и на 3,3% меньше, чем на конец прошлого года.

В крупнейших российских нефтяных компаниях на запросы «Ведомостей» не ответили.

В комментарии пресс-службы Минэнерго для «Ведомостей» говорится, что правительство вместе с нефтегазовыми компаниями работает над обеспечением воспроизводства и прироста запасов нефти. «Это делается как для поддержания текущих объемов добычи, так и для ее наращивания в дальнейшем, в том числе благодаря вводу в эксплуатацию новых месторождений», – отметили в министерстве. Бурение скважин необходимо для поддержания текущего уровня добычи, добавили в пресс-службе. Минэнерго ожидает, что в 2023 г. объем проходки бурения нефтяных и газовых скважин будет расти.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объясняет положительную динамику бурения и ввода новых скважин тем, что падение нефтедобычи не стало критичным: «Российские компании смогли перенаправить поставки нефти на новые рынки». Также из-за приостановки работы в России большой четверки нефтесервисных компаний нефтедобытчикам все менее доступны сложные технологии по повышению нефтеотдачи действующих скважин, что вынуждает компании интенсифицировать бурение, отмечает аналитик.

Компании продолжают реализацию новых крупных проектов, добыча на которых начнется лишь через несколько лет, добавляет старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит. Среди таких проектов он называет «Восток ойл» «Роснефти». Он добавляет, что, если внешние ограничения продлятся «неопределенно долго», компаниям придется на некоторое время сократить инвестиции в бурение, чтобы производственные мощности снизились до приемлемого уровня. В какой-то степени это уже произошло в 2017–2020 гг. из-за ограничений в рамках сделки ОПЕК+, напоминает Смит. Тогда бурение скважин в РФ, по словам Смита, стагнировало несколько лет подряд и только в 2022 г. перешло к заметному росту.

Юшков добавляет, что при текущих ценах на нефть подавляющее большинство добычных проектов в России остается рентабельным. 3 мая нефть впервые с марта подешевела – до $75/барр. Brent и $70/барр. WTI. При этом российская Urals продолжает торговаться с дисконтом к Brent, который снизился с конца прошлого года и составляет сейчас около $26–27/барр.

Авторы: Дарья Савенкова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 04.05.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики