Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай заходит в европейские мощности СПГ

Китай заходит в европейские мощности СПГ

От обычной перепродажи СПГ в Европу китайские компании перешли к бронированию мощностей терминалов в странах ЕС. В отличие от местных компаний, трейдеры из КНР бронируют большие объемы сжиженного газа по долгосрочным контрактам и смогут влиять на газоснабжение ЕС уже через несколько лет.

Британское подразделение китайской PetroChina забронировало на нидерландском терминале СПГ Gate мощности в 2 млрд кубометров в год с октября 2026 года. Об этом сообщает оператор терминала. Он уточнил, что контракт рассчитан на 20 лет и продлится до 2046 года.

Сейчас мощности нидерландского терминала составляют 12 млрд кубометров в год в виде СПГ, а к началу китайского контракта их расширят до 20 млрд кубометров.

Репортер Bloomberg Стефен Стапжински считает, что последнее событие — очередной шаг КНР, чтобы увеличить свое влияние на мировом рынке СПГ.

«Китай открывает дверь, чтобы продавать в Европе еще больше СПГ», — пишет он в Twitter.

Из-за санкций и контрсанкций поставки российского газа в Евросоюз снижаются, и в Брюсселе заявили о переходе на поставщиков СПГ. Однако европейские компании не спешат заключать долгосрочные контракты на поставку сжиженного газа из-за рисков, которые несет политика ЕС по переходу к углеродно-нейтральной экономике к 2050 году.

Таким образом, Европа оказывается под угрозой по-прежнему покупать большие объемы газа на спотовом рынке, который нестабилен, и именно он демонстрировал рекорды цен в прошлом году — выше $ 3,5 тыс. за тысячу кубометров в августе.

Долгосрочные контракты, в свою очередь, накладывают обязательства на покупателя на длительный срок, но и позволяют получать газ по стабильной и более низкой цене. Что делает СПГ выгодным для перепродажи другим потребителям. На что отчасти и делают ставку китайские компании, которые в последние годы заключили самое большое количество долгосрочных контрактов по СПГ.

В 2021—2022 годах компании КНР законтрактовали по новым соглашениям немногим более 45 млн тонн СПГ (62 млрд кубометров), или треть объема всех заключенных контрактов. Только по проектам в США Китай будет дополнительно получать около 19 млн тонн СПГ в год в течение 13—22 лет. Долгосрочные контрактные обязательства же с Катаром выросли на 12,5 млн тонн в год.

Сама PetroChina в прошлом году заключила новый контракт с американской Cheniere на 1,8 млн тонн с 2026 по 2050 год, а в этом году, как сообщает Energy Intelligence, госкомпания близка в тому, чтобы получить долю в проекте расширения мощностей СПГ в Катаре на 32 млн тонн.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач полагает, что бронирование мощностей на нидерландском терминале СПГ связано с желанием PetroChina продавать в Европе объемы ямальского СПГ. «Либо совершать арбитражные операции с ним», — говорит эксперт.

PetroChina является частью CNPC, которая является одним из акционеров «Ямал СПГ». Госкомпании принадлежит доля в 20% и 20-летний контракт на 3 млн тонн в год (4,1 млрд кубометров).

Нидерландско-британская Shell указывала в обзоре на 2023 год, что балансирующим рынком в мировой торговле сжиженным газом вместо Европы стал Китай. Вместо растущего рынка он превратился в гибкий рынок, говорится в документе.

«Европа пылесосит максимальный объем СПГ, в том числе из портфелей азиатских стран, и прежде всего Китая. А тот получает более комфортные цены для себя и прибыль от перепродажи газа в Европу. В результате, например, по итогам прошлого года средняя цена импорта газа на европейских рынках была 2,5—3 раза выше, чем у китайцев. Хотя в 2019 году Китай платил в среднем в 2 раза дороже за импортный газ, чем Европа», — ранее отмечал EADaily Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 02.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики