Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К чему может привести повышение тарифов на транзит нефти через Беларусь?

К чему может привести повышение тарифов на транзит нефти через Беларусь?

Эксперты объяснили, как нововведения могут отразиться на маршрутах поставок углеводородов

В минувший четверг в белорусской компании "Гомельтранснефть Дружба" сообщили о выдвинутом российской "Транснефти" предложении существенно повысить стоимость транзита нефти через Беларусь по нефтепроводу "Дружба" – на 84%.
О причинах появления такой инициативы и возможных последствиях в случае ее реализации Sputnik узнал у экспертов.

Тренд на рост тарифов

"Дружба" идет по территориям России и Беларуси до города Мозырь, после чего разветвляется на два участка: северный идет в направлении Польши и Германии, а южный – через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.
Поскольку немецкие потребители отказались от закупок "черного золота" в России, а Москва (из-за окончания срока действия одного контракта и отсутствия оплаты по другому) прекратила поставки в Польшу, российская нефть по "Дружбе" сейчас направляется только по южной ветке. По северной же идет нефть из Казахстана.
Увеличение цены транзита, согласно официальному заявлению компании "Гомельтранснефть Дружба", может коснуться обеих веток. В направлении Польши и Германии стоимость планируется повысить с 0,91 до 1,67 доллара за 100 тонно-километров, в направлении Украины – с 1,14 до 2,09 доллара.
При этом гендиректор "Гомельтранснефть Дружбы" Олег Борисенко подчеркнул, что предлагаемые тарифы конкурентоспособны и все равно будут ниже тех, что устанавливаются операторами Украины и Казахстана.
Напомним, с 1 января этого года "Укртранснафта" увеличила тариф на транспортировку нефти в направлении Венгрии и Словакии с 1,8 до 2,1 доллара за 100 тонно-километров, а также запланировала двухэтапное повышение данного тарифа текущим летом: с 1 июня тариф повысился до 2,65 доллара, а с 1 августа вырастет до 3,3 доллара.
"Казтрансойл" с 1 июля также увеличит тариф за услугу по перекачке нефти по магистральным нефтепроводам в целях экспорта за пределы Казахстана с 1,97 до 2,27 доллара.

Компенсация выпадающих доходов

Предлагая повышение тарифов, белорусская сторона исходит из того, что есть реальное основание для роста тарифа, а именно – существенное сокращение объема прокачки по северной ветке, рассказал корреспонденту Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Но они понимают, что если все эти возросшие затраты переложить только на северную ветку, то надо тариф очень сильно поднять, и тогда будет вообще невыгодно качать по северной ветке казахстанскую нефть на немецкие нефтеперерабатывающие заводы", – пояснил Юшков.
Предложение "Гомельтранснефть Дружбы" связано с прекращением поставок российской нефти по северной ветке нефтепровода, из-за чего снижается объем доходов белорусской стороны, соглашается научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
"Если увеличится стоимость транспортировки – а рост на 84% это очень весомо – то, возможно, часть потерь белорусского бюджета будет компенсирована", – сказал он.

Риски для Беларуси

Одним из рисков при реализации данной инициативы является то, что нефть, поступающая в Венгрию, Чехию и Словакию по "Дружбе", может потерять определенную долю ценовой привлекательности для этих стран в сравнении с альтернативными способами поставок "черного золота", считает Станислав Митрахович.
Как в беседе с агентством Sputnik отметил замруководителя экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев, в какой-то момент Беларусь, стремясь компенсировать снижение тарифной выручки, может в принципе потерять этот транзит, а российские экспортеры – перенаправить свою нефть в отечественные черноморские и балтийские порты.
"А затем и вовсе начать экспортировать ее в Индию, Китай и Турцию, просто потому что это может оказаться более выгодно", – сказал он.
Если в ближайшие 5-7 лет не произойдет возврата к уровням прокачки 2021 года, то рациональной стратегией для белорусской компании является рассмотрение вопроса о консервации части транспортных мощностей, и, соответственно, сокращении расходов на их обслуживание, добавил он.

Будущее казахстанской нефти в Европе

Прибыль, которую в случае повышения тарифов получит "Гомельтранснефть Дружба" от транзита казахстанской нефти, будет несущественной, считает Митрахович.
"Там в любом случае объемы небольшие, которые вряд ли что-то решают. Примерно двадцатая часть от того, что Россия раньше поставляла по северной ветке "Дружбы", – пояснил эксперт.
Устроят ли новые условия казахстанскую сторону – также большой вопрос, отмечает эксперт.
"Зависит от того, как у них сконфигурированы контракты с покупателями", – сказал он.
При этом Станислав Митрахович усомнился в возможности отказа казахстанского поставщика нефти от белорусского транзита, поскольку в случае доставки топлива по Балтийскому морю возникает ряд других проблем.
"Есть ограничение на прием этой нефти в Польше и Германии. В Польше есть порт Гданьск, но он не резиновый. А в Германии есть порт Росток – он вообще небольшой. Туда крупные танкеры даже заходить не могут", – пояснил он.
Именно поэтому, по словам эксперта, немцы и были заинтересованы в частичном продолжении функционирования "Дружбы".
 
Автор: Михаил Воробьев
 
Источник: Sputnik Казахстан, 05.06.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики