Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как изменится нефтяной рынок под ОПЕКой стран соглашения?

Как изменится нефтяной рынок под ОПЕКой стран соглашения?

Страны ОПЕК и другие нефтедобывающие страны, участвующие в соглашении о сокращении добычи нефти, договорились снизить квоту на 1,6 млн баррелей в сутки с 1 января 2024 года. Итоги соглашения на телеканале «МИР 24» обсудили с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

Снижение добычи нефти на 1,6 млн баррелей в сутки – это много или мало? Насколько существенно это повлияет на нефтяной рынок?

- Важно отметить, что это снижение будет происходить уже сейчас, в определенной степени оно уже произошло. Речь идет о том, что есть квоты – некий верхний предел, больше которого странам-участникам ОПЕК+ добывать нельзя. Но в феврале этого года российский вице-премьер Александр Новак объявил, что Россия с марта начнет сокращать добычу на 500 тысяч баррелей помимо квот. То есть это дополнительный, добровольный объем сокращения для того, чтобы поддержать цены. В нашем случае это еще и мера по сокращению скидки на российскую нефть, чтобы мы больше денег за нее получали.

Но вслед за нами в начале апреля множество других участников ОПЕК+ тоже объявило о том, что они, помимо квот, произведут дополнительное сокращение объемов производства. Мы на 500 тысяч баррелей, а они вместе, прежде всего Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, – на те самые 1,1 млн. Суммарно получается 1,6 млн. Но с 2024 года эти дополнительные добровольные сокращения станут квотами, поэтому в 2024 году будет просто переформатирование сделки. Посмотрят, кто сколько добывает на текущий момент, и эти рубежи сделают новыми квотами. Потому что сейчас возникает некая путаница: где квоты, кто сколько добывает и сколько реально сокращает и прочее. Это попытка наведения порядка внутри сделки ОПЕК+.

Но, в целом, эти объемы – это много для мирового рынка, и они призваны поддержать цены и вывести их в коридор от 80 до 90 долларов за баррель.

Подробнее о цифрах: кто и насколько сократит их? Зачитаю, чтобы не ошибиться: «Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт сохранят добычу на текущем уровне, квоты ОАЭ увеличатся на 200 тысяч баррелей в сутки, при этом квота России снизится на 650 баррелей в сутки, Азербайджана – на 133 тысячи, Нигерии – на 362 тысячи, Анголы – на 175 тысяч, Малайзии – на 166 тысяч баррелей в сутки». То есть почти все сокращение обеспечат Россия и Азербайджан, Малайзия и страны Африки. Можете объяснить, почему именно так?

- Это попытка привести квоты к реальным объемам производства. Дело в том, что даже в 2021 году множество стран ОПЕК+ не выбирали свою квоту – они добывали меньше, чем им разрешалось, по разным причинам. У кого-то из-за естественного истощения месторождений. Некоторые наши проекты тоже перешли в стадию естественного истощения, например, в прошлом году даже проект «Сахалин-1» полгода практически не работал. Так что нас не ужимают с нынешних объемов добычи, просто наша квота больше, чем мы сейчас добываем, и эту квоту приведут к нынешнему объему добычи.

Многих беспокоит диспропорция Саудовской Аравии, потому что с 2016 года, с момента организации ОПЕК+, у нас всегда были примерно одинаковые квоты с Саудовской Аравией, мы основные игроки в этом соглашении. Теперь их квота будет больше, потому что они реально могут добывать, но они компенсируют это тем, что с июля еще на миллион баррелей сократят свою добычу. Они добровольно толкнут цену вверх, и получится, что мы сейчас добываем около 9,5 млн баррелей, а они с июля сократят до 9 млн. Мы на протяжении 2023 года хотим сохранять сегодняшний объем добычи. Поэтому здесь никто не оказывается в каком-то обидном положении, все принимают свои усилия в стабилизации рынка.

Какие еще страны СНГ участвовали в этом соглашении?

- Азербайджан, Казахстан и все основные производители нефти. Большинство участников – внутри сделки, потому что все заинтересованы, чтобы рынок был стабилен, чтобы не было сверхнизких цен, но они и не уходили бы очень высоко. Когда нефть очень дорогая, это приводит к сокращению объемов потребления. Люди и компании не могут себе позволить потреблять много нефти, поэтому консенсус – это цены на нефть от 80 до 90 долларов за баррель. При этих ценах все верстают свои бюджеты, в том числе страны СНГ, Россия, Саудовская Аравия. Не очень высокая цена позволяет и наращивать объемы потребления.

Говорить о том, что кто-то выиграл больше или меньше, не приходится?

 

- Нет, здесь мы видим взаимовыгодное сотрудничество. В преддверии саммита стран ОПЕК+ в западной прессе выходили публикации о том, что якобы Саудовская Аравия обиделась на Россию, а Россия не выполняет свои обязательства по добыче, сделка разваливается и так далее. Но это была спланированная информационная атака. Если бы соглашение ОПЕК+ развалилось, тогда все участники добывали бы по-максимуму, был бы переизбыток предложения на рынке, и цены бы упали, что выгодно исключительно странам-потребителям, то есть США и странам Европы.

Автор: Дарья Малеева

Источник: МИР 24, 06.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики