Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджету не хватило топлива

Бюджету не хватило топлива

Как власти собираются компенсировать недостаток нефтегазовых доходов

Доходы России от нефти и газа вновь сократились. В мае бюджет получил 570 млрд руб., показатель снизился на 12% по сравнению с апрелем, сообщил Минфин. Всего с начала года поступления оказались почти в два раза меньше, чем за тот же период 2022-го. Кроме того, Минфин ожидает недополучения 44 млрд руб. нефтегазовых доходов и в июне. Чтобы компенсировать потери, ведомство будет продавать юани на бирже, чем занимается с начала года.

Эксперты ожидали, что в начале лета Минфин перейдет к покупке юаней и откладыванию их в ФНБ, но этого не случилось. Почему? И что это значит для российского бюджета и рубля? Экономист Bloomberg Economics Александр Исаков видит несколько причин: «Главным образом это связано с падением стоимости нефти. В начале мая мы рассчитывали на то, что Urals будет находиться где-то на уровне $55-58. Это наша средняя цена за апрель. Она сильно упала.

Во-вторых, если посмотреть на то, какие налоги вычитают из доходов, то очень большим остается демпфер, то есть величина расходов, которые Минфин компенсирует компаниям, продающим топливо на внутренний рынок. Он у нас последние месяцы составляет порядка 100 млрд руб., и сумма не упала, несмотря на снижение стоимости нефти.

Правительство обсуждает новые бенчмарки для оценки справедливой цены на топливо. И не исключено, что осенью мы будем обсуждать уже не Urals, не дисконт к Brent, а какой-то внутренний бенчмарк. Если Urals будет стоить больше $60, Минфин все равно вернется к покупке валюты. Если мы увидим ослабление валютного курса, а мы его ждем до 85 к концу года, восстановление цен на нефть — все это даст нам возможность перейти к покупке либо к концу лета, либо уже в июле».

Цены на нефть тем временем после встречи ОПЕК+ растут. Сорт Brent прибавил более 1,5% по сравнению с закрытием предыдущей сессии и подорожал до $77,5 за баррель. Страны-экспортеры нефти договорились сократить общую добычу сырья на 1,5 млн баррелей в сутки, но только с 2024 года. Эксперты отмечали, что, вероятно, рынок ждал более радикального решения. Но в нем сейчас нет смысла, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«В целом решения были довольно сдержанные, направленные скорее на долгосрочную перспективу. ОПЕК+ говорит о сохранении низких объемов производства нефти. И, наверное, в среднесрочной перспективе единственная мера, которая будет работать, и она была обозначена, это дополнительное снижение Саудовской Аравией объемов производства с июля. Это главное, что может толкнуть цены на нефть вверх в ближайшие месяцы.

Саудовцы добывают довольно много — больше 10 млн баррелей в сутки — и могут опустить свой объем производства в район 9 млн баррелей в сутки. Это должно подтолкнуть цены в коридор от $80 до $90 за баррель при прочих равных обстоятельствах.

Почти у всех участников при таких ценах верстаются бездефицитные бюджеты. Но для России, наверное, это будет минимальный дефицит, учитывая снизившиеся объемы экспорта газа и доходы. Тем не менее нас тоже будет устраивать цена в $80-90, она не слишком высокая, чтобы сдерживать спрос на нефть, но при этом позволяет всем участникам рынка нормально зарабатывать».

Прошлой осенью ОПЕК+ договорился о снижении добычи на 2 млн баррелей до конца 2023-го. Президент США Джо Байден тогда заявлял, что разочарован действиями стран-экспортеров, и обещал ответные меры.

Авторы: Даниил Бабкин, Владимир Расулов

Источник: Коммерсантъ FM, 05.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики