Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджету не хватило топлива

Бюджету не хватило топлива

Как власти собираются компенсировать недостаток нефтегазовых доходов

Доходы России от нефти и газа вновь сократились. В мае бюджет получил 570 млрд руб., показатель снизился на 12% по сравнению с апрелем, сообщил Минфин. Всего с начала года поступления оказались почти в два раза меньше, чем за тот же период 2022-го. Кроме того, Минфин ожидает недополучения 44 млрд руб. нефтегазовых доходов и в июне. Чтобы компенсировать потери, ведомство будет продавать юани на бирже, чем занимается с начала года.

Эксперты ожидали, что в начале лета Минфин перейдет к покупке юаней и откладыванию их в ФНБ, но этого не случилось. Почему? И что это значит для российского бюджета и рубля? Экономист Bloomberg Economics Александр Исаков видит несколько причин: «Главным образом это связано с падением стоимости нефти. В начале мая мы рассчитывали на то, что Urals будет находиться где-то на уровне $55-58. Это наша средняя цена за апрель. Она сильно упала.

Во-вторых, если посмотреть на то, какие налоги вычитают из доходов, то очень большим остается демпфер, то есть величина расходов, которые Минфин компенсирует компаниям, продающим топливо на внутренний рынок. Он у нас последние месяцы составляет порядка 100 млрд руб., и сумма не упала, несмотря на снижение стоимости нефти.

Правительство обсуждает новые бенчмарки для оценки справедливой цены на топливо. И не исключено, что осенью мы будем обсуждать уже не Urals, не дисконт к Brent, а какой-то внутренний бенчмарк. Если Urals будет стоить больше $60, Минфин все равно вернется к покупке валюты. Если мы увидим ослабление валютного курса, а мы его ждем до 85 к концу года, восстановление цен на нефть — все это даст нам возможность перейти к покупке либо к концу лета, либо уже в июле».

Цены на нефть тем временем после встречи ОПЕК+ растут. Сорт Brent прибавил более 1,5% по сравнению с закрытием предыдущей сессии и подорожал до $77,5 за баррель. Страны-экспортеры нефти договорились сократить общую добычу сырья на 1,5 млн баррелей в сутки, но только с 2024 года. Эксперты отмечали, что, вероятно, рынок ждал более радикального решения. Но в нем сейчас нет смысла, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«В целом решения были довольно сдержанные, направленные скорее на долгосрочную перспективу. ОПЕК+ говорит о сохранении низких объемов производства нефти. И, наверное, в среднесрочной перспективе единственная мера, которая будет работать, и она была обозначена, это дополнительное снижение Саудовской Аравией объемов производства с июля. Это главное, что может толкнуть цены на нефть вверх в ближайшие месяцы.

Саудовцы добывают довольно много — больше 10 млн баррелей в сутки — и могут опустить свой объем производства в район 9 млн баррелей в сутки. Это должно подтолкнуть цены в коридор от $80 до $90 за баррель при прочих равных обстоятельствах.

Почти у всех участников при таких ценах верстаются бездефицитные бюджеты. Но для России, наверное, это будет минимальный дефицит, учитывая снизившиеся объемы экспорта газа и доходы. Тем не менее нас тоже будет устраивать цена в $80-90, она не слишком высокая, чтобы сдерживать спрос на нефть, но при этом позволяет всем участникам рынка нормально зарабатывать».

Прошлой осенью ОПЕК+ договорился о снижении добычи на 2 млн баррелей до конца 2023-го. Президент США Джо Байден тогда заявлял, что разочарован действиями стран-экспортеров, и обещал ответные меры.

Авторы: Даниил Бабкин, Владимир Расулов

Источник: Коммерсантъ FM, 05.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики