Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегаз улетучивается из бюджета

Нефтегаз улетучивается из бюджета

Насколько топливные санкции оказались ощутимы для РФ

Российский бюджет за год потерял 50% нефтегазовых доходов. С января по май государство заработало на продаже энергоресурсов около 3 трлн руб. Это в полтора раза меньше, чем за аналогичный период 2022-го, подсчитал Минфин. Не нефтегазовые доходы в то же время, наоборот, выросли на 9%. Однако это не помогло сократить дефицит бюджета. За неполные шесть месяцев он составил почти 3,5 трлн руб., что выше ожиданий правительства.

Впрочем, судя по данным Всемирного банка, статистика могла быть еще хуже. В своем докладе финансовая организация отметила, что Москва могла недополучить больше нефтегазовых поступлений. Однако потолок цен на российские углеводороды и прочие санкции почти не ограничили объемы производства и поставок ресурсов.

Экономика страны и правда мало пострадала от ограничений, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович:

«Конечно, будет проигрыш в доходах. 2022 год, особенно его первая половина, с точки зрения экономики и поступлений в бюджет был очень удачным. Санкции еще не были введены полноценно. Российские нефтепродукты и газ активно продавались на внешних рынках. Цены были высокими, и еще не было скидок. Поэтому если сравнивать с прошлым годом, то проблемы есть.

При этом если сопоставить только нефтяные доходы, не учитывая прибыль от продажи газа, то они, например, и в 2021-м, и в 2020-м, и в 2019 году были меньше, чем сейчас. Минфин, на мой взгляд, за счет постоянного акцентирования внимания на том, что в 2023 году Россия на уровне бюджета зарабатывает меньше, ищет аппаратные документы для того, чтобы обосновать дополнительный рост налогов на нефтяные и газовые компании. Также Минфин, наверное, не исключает вариант с девальвацией рубля, который является классическим ответом на кризисные явления в экономике».

В Минфине отмечают, что месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно стабилизируется. А во второй половине года ведомство ожидает роста налоговых поступлений от отрасли. Это, в свою очередь, может стимулировать укрепление курса рубля. Промышленность уже надеется на усиление национальной валюты, показывают отчеты Центробанка. Сейчас бизнес считает слабый рубль одним из главных сдерживающих факторов роста производства.

Может ли ситуация измениться? Этот вопрос “Ъ FM” обсудил с управляющим директором инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрием Александровым:

«С одной стороны, мы сейчас видим, что дисконты по нефти несколько снижаются, это позволяет компенсировать выручку в первую очередь для нефтяных компаний. Конечно, это является фактором укрепления рубля. С другой стороны, все еще есть проблемы с международными расчетами. Однако часть выручки, как нам сейчас известно, зависает в дружественных валютах, например, в рупиях. И пока что эти рупии не конвертируются в рубли и, соответственно, не укрепляют курс национальной валюты.

Поэтому определенный запас для укрепления, на мой взгляд, у рубля на сегодняшний день есть. Мне кажется, что текущий курс в каком-то смысле является базой, от которой мы уже можем видеть волатильность в ту или иную сторону. До конца года рубль может оказаться немного крепче в отсутствии существенных геополитических шоков. Мне кажется, справедливый диапазон на сегодняшний день — это около 75-80 руб. за доллар».

По итогам 6 июня российская валюта умеренно снизилась к основным мировым: доллар торговался на уровне 81 руб., а евро — 87 руб. Утро среды рубль начал примерно на тех же отметках.

Автор: Иван Хорушевский

Источник: Коммерсантъ FM, 07.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики