Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Из-за разрушения Каховской ГЭС эксперты предупредили о донном иле

Из-за разрушения Каховской ГЭС эксперты предупредили о донном иле

Разрушения на Каховской ГЭС грозят экологическими последствиями и прибрежным территориям, и экосистеме Днепро-Бугского лимана, который находится ниже по течению реки.Опасность представляют донный ил, мусор, затопление свалок

Последствия разрушения плотины Каховской ГЭС для экологии будут зависеть от масштаба затопления, его продолжительности и того, какие объекты окажутся в зоне наводнения, говорят опрошенные РБК эксперты.

«Затопление — это всегда отрицательное влияние на окружающую среду, на поймы, на растительность, поскольку всякая растительность покрывается слоем ила. Донный ил — загрязненный, от этого могут возникнуть большие экологические проблемы в экосистеме поймы реки Днепр», — сообщил РБК доктор технических наук, заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем Российской академии наук Михаил Болгов.

По его словам, донный ил, который скапливался за плотиной, вынесет водой в Днепро-Бугский лиман, где он будет оказывать негативное воздействие на экосистему — на растительность, на моллюсков, рыб и т.п. Масштаб воздействия на обитателей лимана будет зависеть в том числе и от того, какая грязь скопилась в Каховском водохранилище за годы его эксплуатации, указал Болгов. Что касается затопленных территорий, то в этих районах переувлажняется и размывается почва, русло деформируется. «Если там нерест, допустим, или рыба находится в водоемах в виде мальков, то все это будет размыто, вынесено в море и съедено, переработано экосистемой», — сказал эксперт.

Для оценки последствий разрушения на Каховской ГЭС важно понимать, будет ли разрушена не только надводная ее часть, но и грунтовая насыпная часть, скрытая сейчас водой, — дамба. «Если она будет разрушена — это совсем другой вариант, абсолютно негативный», — считает доктор географических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета Валерий Малинин.

Вероятно затопление низкого левого берега Днепра, который страдает от последствий разрушения ГЭС больше, чем высокий правый. Это грозит ему неблагоприятными последствиями, указывает Малинин. Грязь и мусор, который несет вода, осядут на берегу, в местах затоплений образуются болота. Все это будет влиять на сельское хозяйство в регионе и на инфраструктуру. «В результате этот год для сельского хозяйства будет потерян», — считает он.

В зону подтопления попадает много источников экологической опасности, в основном это места складирования бытовых и промышленных отходов, обратил внимание кандидат географических наук, эколог, доцент МГУ Алексей Медведков. «Безусловно, это угроза», — подчеркнул он в разговоре с РБК.

Что будет с водоснабжением Крыма и ЗАЭС

Каховское водохранилище, на котором стоит ГЭС, снабжало водой прилегающие населенные пункты, также из него вода поступала в Северо-Крымский канал, напоминает Михаил Болгов. «Если там уровень воды в результате аварии упадет ниже критического, — а скорее всего, так и произойдет, — то вода поступать в Северо-Крымский канал не будет», — говорит эксперт. По его словам, в этом случае придется строить насосную станцию, что будет непросто в условиях обстрелов, или решать эту проблему другими средствами, которые потребуют еще больше затрат и усилий.

Риск обмеления Северо-Крымского канала есть в том случае, если окажется, что дамба ГЭС будет разрушаться, указывает Валерий Малинин. «Тогда почти вся вода уйдет из Каховского водохранилища, и действительно водозабор не сможет закачивать воду в Северо-Крымский канал. Пока опасности в этом нет. Но риск [обмеления] есть», — сказал он РБК.

Крым с 2014 по 2021 год включительно жил без водоснабжения из Херсона, и воды при этом хватало, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической эффективности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. «Это может сказаться на сельском хозяйстве, для других нужд хватит», — считает он. Без воды в любом случае полуостров не останется, так как «вода в Днепре не закончится», согласна с ним директор Инженерно-строительного института, доктор технических наук по гидроэлектроэнергетике Галина Козинец.

Из водохранилища также снабжались системы охлаждения Запорожской атомной электростанции (АЭС). «Теперь забор воды будет затруднен либо к нему нужно будет делать дополнительный подвод воды», — отмечает Козинец. По словам Митраховича, в экспертной среде есть разные предположения, хватит ли воды для АЭС. «Тут наши специалисты говорят, что должны справиться», — сказал он РБК.

По словам Малинина, у Запорожской АЭС есть альтернативные источники подпитки водой. «Это обязательно следует из документации по строительству станции — что должно быть несколько источников. Если сейчас не будет Каховского водохранилища, будет использован альтернативный источник питания», — сказал он РБК.

Разрушение электростанции и последовавшее за этим наводнение также приведут к значительному ущербу для инфраструктуры. «На каком-то этапе [саму ГЭС] придется восстанавливать, но никто не будет делать это в период интенсивных боевых действий. Станцию фактически придется заново строить», — отмечает Митрахович.

По его словам, в истории также есть случаи, когда конфликтующие стороны совместно контролируют какую-то общую инфраструктуру. «Например, в случае Грузии и Абхазии — это Ингурская ГЭС, которая по факту нужна обеим сторонам, и поэтому стороны договариваются о совместной ее эксплуатации, несмотря на то что они находятся между собой в конфликте», — рассказал он РБК.

Авторы: Наталья Демченко, Маргарита Овсянникова, Ольга Ваганова

Источник: РБК, 06.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики