Прошло полгода с момента введения потолка цен на российскую нефть, и даже европейские эксперты стали признавать, что система дала сбой. План Запада по ограничению российского экспорта не удался и лишь перестроил мировой рынок, сделав его неэффективным, заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с «Народными Новостями».
Финский независимый Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) установил, что доходы России от экспорта нефти в феврале — апреле выросли на 14%, достигнув максимума с ноября. Эксперты заявили, что механизм, внедренный Евросоюзом, не действует.
В марте экспорт российской нефти стал рекордным за последние три года и достиг показателя в 8,1 миллиона баррелей в сутки, передает РИА Новости. Кроме того, этой весной Россия смогла экспортировать свою нефть по ценам, которые систематически превышали предельный уровень, установленный США, ЕС и союзниками.
«Механизм потолка цен не действует так, как он задуман. Задумывался он таким образом, чтобы перед Россией все время держать некую приманку в виде доступа к международному флоту перевозок. Если Россия хочет вообще в принципе вывозить куда-то свою нефть, то она должна вывозить ее по ценам ниже 60 долларов за баррель. Вот такая была идея, что международный флот будет обслуживать свободно экспорт российской нефти, если ее стоимость будет укладываться в этот потолок. Но на практике мы этого не видим», — рассказал аналитик Юшков.
По словам эксперта, решение о введении потолка цен не привело к результату, которого ожидал Запад, потому что Россия смогла создать собственный флот танкеров для перевозок своей нефти. Таким образом страна преодолела зависимость от международных перевозок и смогла контролировать свои каналы сбыта.
«Россия сама сформировала флот лояльных себе танкеров. И международный флот не собирается перевозить российскую нефть, сколько бы она не стоила, по любым ценам. Они сами отказываются перевозить российскую нефть, даже если она стоит ниже потолка цен. Поэтому сформировался отдельный флот, который работает только с подсанкционной нефтью, и в этом плане санкции не удались. Что соблюдай потолок цены, что не соблюдай, все равно флот международный будет недоступен. Поэтому сформировался особый флот», — отметил экономист.
Рынок сумел перестроиться под сложившиеся условия. Россия переориентировалась на восточных покупателей и самостоятельно стала доставлять им грузы. Изначально поставщики предлагали скидку, чтобы привлечь внимание азиатских партнеров, но постепенно размер дисконта стал снижаться.
«Мы видим такую картину, что рынок перестроился. У нас теперь отдельный флот танкеров. Постепенно даже скидка, которую российским компаниям приходилось давать покупателям азиатским, чтобы выйти на азиатские рынки, уменьшается», — заявил эксперт.
После введения ценового эмбарго и установления потолка цен эксперты агентства OilPrice предупреждали, что Запад не сможет добиться поставленных задач, потому что коалиция ценового потолка слишком мала. В нее не удалось втянуть ни Китай, ни Индию. Как показала практика, страны ЕС стали закупать российское сырье в обход своих же санкций. Так, Индия и Китай приобрели значительно больше нефти из России и нарастили поставки в Европу.
«Европейцы, даже американцы, покупают нефтепродукты, сделанные из российской нефти. Индия стала практически вторым по объемам поставщиком нефтепродуктов на американский рынок, уступая только Канаде. Это показательно очень. Индия сама является нефтеимпортером, а тут они продают нефтепродукты. Откуда они их берут? Они покупают российскую нефть, перерабатывают ее и дальше реализуют. Так рынок перестроился. Он стал неэффективным в принципе, потому что все везут теперь дальше, у всех увеличилось транспортное плечо. Что мы теперь везем в Азию, что ближневосточные производители теперь везут в Европу, им дольше и дальше это делать. Стоимость перевозки возросла, так как танкеров теперь больше нужно для перевозки тех же объемов, что и раньше. В принципе мировой рынок стал менее эффективным», — констатировал Юшков.
Автор: Алиса Климова