Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сработало или не сработало: полгода нефтяных санкций

Сработало или не сработало: полгода нефтяных санкций

5 декабря 2022 года Евросоюз запретил импорт российской нефти морем, а «Большая семерка» и ЕС ввели потолок цены на сырье из России для третьих стран. Сработали или не сработали санкции, споры на Западе не утихают до сих пор. Эксперты полагают, что санкции внесли серьезные изменения в экспорт России, но негативно на доходы больше влияет ситуация на нефтяном рынке.

Что хотел Запад, вводя потолок цен и запрещая импорт в ЕС?

Изначально в Вашингтоне и Брюсселе говорили о том, что санкции должны снизить доходы России, но сохранить поставки нефти, чтобы не провоцировать мировой рынок на новую волну энергокризиса и рост цены на сырье.

«Ограничение цен было специально разработано для дальнейшего сокращения доходов России при сохранении стабильности мировых энергетических рынков за счет продолжения поставок», — говорилось в официальном заявлении Еврокомиссии в декабре.

Сработали ли санкции, как планировалось?

«В целом полугодие прошло не без потерь, но можно констатировать, что в условиях беспрецедентных санкций и на фоне глобальной рецессии российским нефтяникам удалось практически сохранить объемы экспорта и при этом обходить навязываемые Западом ценовые ограничения, — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов. — Свидетельством успехов решения данной задачи является снижение дисконтов цен на российскую продукцию на восточных рынках до уровней, которые практически соответствуют докризисным. Международное энергетическое агентство (МЭА) отмечало, что в апреле поставки российской нефти на экспорт достигали 8,3 млн баррелей в сутки».

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что потолок цены не сработал так, как задумывалось.

«Перед Россией должна была висеть эдакая морковка в виде международного флота по перевозке нефти. То есть если Россия не хочет продавать нефть по цене ниже $ 60, то она не сможет и перевозить ее. Так это не сработало», — говорит эксперт.

Он указывает на то, что выделилась часть флота, которая перевозит только подсанкционную нефть России, Венесуэлы и Ирана.

«И ей все равно, по какой цене продается эта нефть. Это большой сегмент рынка, на котором можно хорошо зарабатывать», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Тем не менее, отмечает он, потолок создал определенные проблемы с доступом к перевозкам и привел к тому, что стоимость перевозки возросла: «Можно говорить, что рентабельность российской нефти снизилась. В целом же мы видим, что уходят все объемы и даже больше, в том числе те, которые экспортировали по нефтепроводу „Дружба“».

Как повлиял сам нефтяной рынок на экспорт России?

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков отмечает, что российская нефть не привязана к потолку цены, но меняется в зависимости от мировых цен.

Если в январе скидка на российскую нефть составляла $ 35 к эталонной североморской Brent, то в мае, по данным Минфина, дисконт снизился до $ 22. Однако это не увеличило доходы России, так как средняя цена Brent опустилась до $ 75—77. В результате средняя стоимость Urals снизилась до $ 53 в мае.

«Очевидно, что текущая ценовая конъюнктура одинаково невыгодна как отечественным, так и зарубежным производителям углеводородов, поэтому период низких цен приведет к снижению разведки и добычи и через пару лет реализуется в значимый дефицит на рынках углеводородов», — отмечает Максим Худалов.

Каковы потери России?

«Согласно данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета России в мае снизились до 570,7 млрд рублей против 647,5 млрд месяцем ранее и 886 млрд в мае 2022 года. Для компенсации недополученных нефтегазовых доходов на первые 5 месяцев года Центробанк продал из ФНБ китайских юаней на 390 млрд рублей», — говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

Он отмечает, что от вынужденной переориентации на Восток есть еще несколько негативных тенденций.

«Для любой экономики диверсификация экспортных поставок — это основа ее безопасности. Сейчас, после введения всех санкций и запретов, на три страны — Индию, Китай и Турцию уходит около 90% экспорта из России, при этом российская нефть продается там с дисконтом относительно мировых бенчмарков», — отмечает Александр Потавин. Также он указывает на то, что из-за переориентации поставок нефти в развивающиеся страны сильно изменилась валютная составляющая нашей выручки.

«Если раньше это были доллары, то сейчас — почти бесполезные индийские рупии или ограниченно конвертируемые китайские юани и турецкие лиры. Это тоже создает трудности для российских нефтяников», — говорит аналитик ФГ «Финам».

Почему на Западе не все довольны потолком цены?

Власти США и ЕС, которые непосредственно отвечают за стабильность цен, устраивает нынешняя ситуация. Подтверждением может быть отказ «Большой семерки» пересматривать потолок цены. Однако много шума наделал анализ финского независимого аналитического центра «Центр исследований энергетики и чистого воздуха» (CREA). Он показал, что доходы России от экспорта нефти в апреле восстановились по сравнению с уровнями в январе и феврале.«Если в срочном порядке не устранить пробелы в правоприменении санкций, то механизм ограничения цен перестанет работать навсегда. Это, в свою очередь, повысит ожидаемые налоговые поступления в России… Таким образом, апрельские события были прежде всего предупреждением о том, что произойдет, если не будут приняты меры», — заявил соавтор анализа Лаури Мюлливирта.

В документе CREA говорится, что после запрета на экспорт в ЕС и лимита цен «Большой семерки» Россия заработала около 58 млрд евро ($ 62,5 млрд) экспортных доходов от нефти, экспортируемой танкерами.

При этом анализ носит явно провокационный характер и пропагандирует идеи «ястребов» — чтобы власти стран «Большой семерки» пошли на еще более жесткие меры и снизили потолок до $ 30 за баррель. Таким образом доходы России можно сократить еще на 22 млрд евро, утверждают в CREA.

Там, правда, не отвечают на вопрос, каким образом Запад сможет повлиять на перевозку 75% российской нефти, которую обеспечивают незападные судовладельцы, и как отреагируют общемировые цены на нефть, если российским компаниям станет просто нерентабельно экспортировать нефть и они резко сократят поставки на рынок.

Источник: EADaily, 08.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики