Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рынок газа выдохся

Рынок газа выдохся

Цены на сырье снижаются вслед за спросом

Сезонное сокращение потребления газа, а также экономия потребления в Европе, которая активно снижает зависимость от поставок сырья из России, помогли стабилизировать цены, которые больше года оставались выше многолетних значений. Но этот тренд могут изменить жаркое лето и обострение конкуренции за сырье между Европой и Китаем, что загонит стоимость газа снова на уровни $600–800 за 1 тыс. куб. м, считают эксперты.

Межсезонный штиль

Стоимость газа в Европе к концу весны упала почти вдвое, впервые за многие месяцы опустившись ниже уровня $300 за 1 тыс. куб. м, свидетельствуют данные лондонской биржи ICE. Минимальной за последние два года цена там была 30 мая, когда котировки опустились ниже $260 за 1 тыс. куб. м. Это почти в 15 раз меньше исторического рекорда, которого стоимость газа достигла в начале весны 2022 года.

Основной причиной падения газовых цен на европейском рынке является избыток предложения после окончания отопительного сезона в основных странах-потребителях. Стабилизация цен во многом связана с тем, что газохранилища (ПХГ) в Северо-Западной Европе после зимы остались заполненными выше 50%, что более чем вдвое превышает объем, хранящийся в ПХГ в тот же период 2022-го. Поэтому, скорее всего, в этом году вряд ли стоит ожидать в Европе повторения прошлогодней паники при заполнении хранилищ, которая и привела к рекордным котировкам на газ. Помимо этого один из возможных факторов роста цен — стремительное восстановление китайской экономики после пандемии — также оказался переоценен. К тому же европейский рынок сумел адаптироваться к действительности без российских газопроводов за счет возросших поставок СПГ.

«В Европе на протяжении всего текущего года запасы газа были на 10–15% выше, чем среднестатистический показатель последних пяти лет,— подтверждает ведущий аналитик по нефти Kpler Виктор Катона.— В Азии все, кто мог, предпочитали другие источники для электрогенерации, так как стоимость СПГ была запредельная. Если приходилось выбирать между углем и природным газом, то решение принималось в пользу первого из-за опасений разогнать маховик энергетической инфляции. Также существенно усилило давление на мировые цены СПГ возвращение с ремонта второго крупнейшего СПГ-терминала в США (Freeport LNG)».

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман уверен, что в течение прошлого года цены на газ находились на аномально высоком уровне, поэтому в долгосрочной перспективе не могли быть устойчивыми на фоне большого отрыва от себестоимости добычи. «Также в 2023 году ожидался глобальный дефицит газа на фоне снижения трубопроводного экспорта из РФ, однако многие ключевые риски сошли на нет,— говорит он.— Меры по экономии и повышенный импорт СПГ позволили ЕС закончить отопительный сезон с заполненностью хранилищ, близкой к рекордному показателю. Восстановление спроса со стороны Китая оказалось менее значительным, чем ожидалось. Новых форс-мажоров со стороны предложения также не случилось. На фоне всех этих факторов практически не осталось сомнений в том, что ЕС успеет подготовиться к следующему отопительному сезону без особых сложностей, что во многом и толкает цены вниз».

К факторам, которые усилили тенденцию снижения газовых цен в Европе, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отнес и значительное сокращение потребления газа в промышленности: «Сохраняется тенденция к деиндустриализации европейских стран. В Европе только за 2022 год потребление газа в промышленной сфере уменьшилось примерно на 60 млрд кубометров. И это для рынка также негативный тренд: чем ниже потребление, тем дольше сохраняется период снижения цены».

Заместительная экономия

Сейчас в Европе не ожидают дефицита газа. Напротив, там считают, что ЕС удалось почти полностью избавиться от российской газовой зависимости. В начале весны председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что, несмотря на сокращение поставок российского газа в Европу на 80% за восемь месяцев, этот объем странам ЕС удалось компенсировать «за счет напряженной работы». «Разумеется, помогли хорошие друзья, такие как США и Норвегия, которые нас поддержали поставками сжиженного и трубного газа»,— добавила госпожа фон дер Ляйен.

Виктор Катона подтверждает, что Норвегия стала основным экспортером природного газа в мире. Что касается СПГ, лидирующее место остается за США. «Пользуясь масштабным ценовым разрывом между американским бенчмарком Henry Hub и европейскими ценами, американский СПГ вырос с 15 млн тонн СПГ в 2021 году до 38,7 млн тонн. Также стоит отметить, что вторым самым крупным источником роста поставок СПГ стала Россия, увеличив объем поставок с 11 млн тонн в 2021-м до 15,2 млн тонн»,— добавляет эксперт.

По оценкам Виктора Катоны, в целом сегодня зависимость европейских стран от российского природного газа минимальна, особенно в прибрежных странах с доступом к объемам сжиженного природного газа. Однако для стран Центральной и Восточной Европы российский газ все еще необходим, так как инфраструктура для обеспечения этого региона сжиженным газом пока недостаточна.

«ЕС очень сильно снизил свою зависимость от российского газа, но пока работа в данном направлении не окончена,— поясняет Сергей Кауфман.— Практически полного отказа от российского газа можно ожидать в течение полутора-двух лет на фоне прогнозов по росту предложения СПГ со стороны США, Катара и менее крупных производителей». Новую волну строительства заводов по сжижению газа на мировом рынке Игорь Юшков ожидает с 2026 по 2030 год. В этот период должны быть введены в эксплуатацию мощности по производству газа в США, Катаре, Австралии.

Ожидание у моря погоды

При этом, хотя лето только начинается, рыночные трейдеры уже ждут зимы, а вместе с ней роста цен на газ: внезапный холод может сильно изменить рыночную конъюнктуру. Еще одним фактором роста, по мнению Виктора Катона, будет рост спроса в Китае. Страна может воспользоваться низкими ценами на газ, чтобы вернуться на рынки и начать скупать те объемы, которые в прошлом году направлялись в Европу. Образовавшаяся конкуренция станет катализатором для подорожания газа. «Летом вряд ли будет движение вверх — все-таки предложение на фоне роста добычи в США остается очень сильным. Потенциал роста, безусловно, связан с зимой»,— заключает аналитик.

Если лето будет жарче обычного или отопительный сезон начнется рано и будет холоднее нормы, то в условиях все еще ограниченного предложения можно ожидать всплеска цен до $600–800 за 1 тыс. куб. м, допускает Сергей Кауфман. Также, по его мнению, нельзя исключать очередного витка снижения поставок газа из РФ. При этом в случае мягкой погоды цены могут полностью нормализоваться, закрепившись в диапазоне $200–300 за 1 тыс. куб. м.

«Мы видим рост спроса на СПГ в ЕС, но это связано с замещением трубопроводного газа,— прогнозирует Сергей Кауфман.— В целом спрос на газ в Европе в ближайшие годы, вероятно, будет падать на фоне постепенного увеличения роли ВИЭ. Крупнейшими источниками роста спроса на газ в ближайшие 10–15 лет, как ожидается, станут крупные азиатские экономики, в первую очередь Китай и Индия».

С тем, что важную роль на газовом рынке играют азиатские потребители, согласен и Виктор Катона. «Все зависит от Азии. Сейчас, когда индекс JKM Platts (Japan Korea Marker) упал ниже $10/mmBtu, все в ожидании того, что не только Индия возобновит закупки СПГ, но также Китай вернется на рынок, особенно на фоне крайне печальной электрогенерации на китайских ГЭС на фоне аномальной жары и засухи»,— говорит он. То есть при аналогичном объеме предложения (в США, например, в этом году не вводятся новые экспортные терминалы) спрос на СПГ должен быть большим. Но многое, по мнению эксперта, в данном случае будет зависеть от того, насколько важным азиатские страны посчитают тему чистоты воздуха и углеродных выбросов. Пока что уголь кажется более предпочтительным вариантом с точки зрения прибыльности.

Автор: Константин Анохин

Источник: Коммерсантъ Приложения, 13.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики