Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не конкуренты – нужен ли рынку иранский газовый хаб и примет ли в нем участие Баку?

Не конкуренты – нужен ли рынку иранский газовый хаб и примет ли в нем участие Баку?

В РФ отреагировали на заявление иранского министра о намерении создать газовый хаб обещанием изучить вопрос. Станет ли иранский хаб шагом для создания газового ОПЕК?
 
Мода на газовые хабы в мире растет – после Турции и Италии о намерении создать собственный хаб заявил и Иран. Так, по словам министра нефти ИРИ Джавада Оуджи, Иран вместе с Россией, Туркменистаном и Катаром может создать свой газовый хаб в промышленном районе Эселуйе в южной иранской провинции Бушер.
 
В РФ отреагировали на заявление Оуджи – замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что профильные ведомства России изучат идею Ирана о создании газового хаба.
Интерес России к созданию еще одного газового хаба понятен - страна проводит политику по переориентации поставок своих энергоресурсов в восточном и южном направлениях. Наличие хабов, как ожидается, позволит РФ увеличить объемы поставок, а в случае с турецким хабом - еще и обезличить свой газ.
 
Ранее по инициативе РФ Турция заявила о намерении создать свой газовый хаб, на который будет поступать "голубое топливо" из России, Азербайджана, Ирана, Катара и других стран-поставщиков.
 
Однако вопрос вызывает то, насколько газовому рынку нужен новый хаб, куда будет поставляться газ из тех же источников, что и на турецкий.

Иран пытается создать газовый ОПЕК?

В последнее время активно обсуждается создание газового аналога ОПЕК, Иран, возможно, претендует на учреждение подобного регулирующего альянса, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков.
 
При этом, отмечает эксперт, пафос заявления иранского министра заключается в том, что перечисленные страны, которые будут якобы участвовать в этом газовом хабе, являются мировыми лидерами по запасам газа.
 
"И получается, что если все эти страны собираются вместе, то у них в руках будет контрольный пакет над мировыми запасами газа – более 50%. В этом и состоит весь пафос заявления", – сказал аналитик Sputnik Азербайджан.

Он указал, что существующий официальный Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) является исключительно консультативной организацией, которая ни на что не влияет на мировом рынке и не устанавливает никаких квот на добычу.

"Но вот идея о кооперации поставщиков газа в последнее время активно витает в воздухе. Во-первых потому, что на газовом рынке есть огромная турбулентность. Мы видели, что в прошлом году цены на европейской газовой бирже были по $2000 за 1 тыс. кубометров, потом буквально за полгода упали вдвое. Сейчас газ торгуется за $300 долларов за 1 тыс. кубов", – пояснил эксперт.

Поэтому, отметил Юшков, такие скачки цен и турбулентность на газовом рынке вызывают вопрос о том, можно ли как-то его стабилизировать. Тем более учитывая то, что турбулентность на нефтяном рынке удалось победить благодаря соглашению ОПЕК+, которое помогло урегулировать добычу для установления приемлемых и для потребителей, и для поставщиков цен.

"Возникает другой вопрос. У таких крупных производителей газа, как Россия, Туркменистан, Катар, Иран, есть долгосрочные контракты. Как у них получится регулировать добычу, не нарушая условий контрактов? Сложностей очень много, но, тем не менее, обсуждения о создании некого газового ОПЕК идут", – отметил Юшков.
 
Аналитик напомнил, что вице-премьер РФ Александр Новак в ходе недавнего визита в Тегеран обсуждал вопрос создания газового ОПЕК.
 
"В рамках Российской энергетической недели в Тегеране был организован круглый стол на экспертном уровне, чтобы обсудить вопросы возможного взаимодействия. Я тоже был на этой экспертной встрече, было множество докладов и с иранской, и с российской стороны, которые касались в том числе создания газового ОПЕК. Но все это на стадии обсуждения, не факт, что это будет реализовано", – считает Юшков.

Куда пойдет газ из хаба и примет ли Баку участие в нем?

По словам эксперта, если говорить про сам газовый хаб, то предполагается, что российский газ через Центральную Азию будет поставляться в Иран, к нему присоединится и туркменский газ. Затем, как предполагает Юшков, газ из иранского хаба будет поставляться в Пакистан и Индию.
 
"Потому что "тянуть" его на Запад смысла нет, тем более что Турция хочет создать свой газовый хаб и вряд ли они захотят осуществлять транзит газа с конкурирующего иранского хаба. Поэтому эта история скорее может развиваться в восточном направлении", – считает Юшков.

Что касается Азербайджана, то он вполне мог бы проявить интерес к данному проекту на стадии, когда станет более или менее ясно, что из себя будет представлять этот хаб, считает эксперт.

Тем более что трубопроводная инфраструктура между Азербайджаном и Ираном уже есть, поэтому какие-то вложения в нее уже не потребуются.
 
"Другой вопрос - заинтересован ли в этом Азербайджан, так как большая часть произведенного страной газа законтрактовано, а все излишки страна продает уже на европейский рынок. А для увеличения производства нужны новые инвестиции", – рассказал эксперт.

Поэтому, предполагает Юшков, АР скорее может воспользоваться уходом РФ с европейского рынка и все излишки продавать не в Иран, а в Европу, замещая российские объемы.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 10.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики