Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные компании могут лишиться обещанных ранее льгот

Нефтяные компании могут лишиться обещанных ранее льгот

В 2024 году должны были заработать налоговые льготы для выработанных месторождений. Ожидалось введение вычета из НДПИ в 20%. Минфин предложил перенести срок его вступления в силу на три года

Минфин предложил лишить нефтяные компании обещанных с 2024 года льгот. Эта инициатива касается выработанных месторождений, на которые приходится более четверти добычи нефти в России, пишет газета «Коммерсантъ».

Речь идет о вычете из НДПИ в размере 20%, который должен был заработать в следующем году. По словам источников издания, Минфин предлагает перенести срок вступления вычета в силу на три года. По оценкам экспертов, перенос может принести бюджету примерно 460 млрд рублей в течение трех лет.

Такая мера может существенно повлиять на планы нефтекомпаний по инвестициям в выработанные активы, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Мотивация Минфина понятна, он пытается сократить как можно больше расходов здесь и сейчас и увеличить доходы на ближайшие годы, понимая, что именно они будут самыми сложными. Но ведомство еще может предложить нефтяным компаниям компенсацию в дальнейшем. Мы вас сейчас лишаем определенной выплаты, налоговых льгот, но взамен, если вам совсем будет худо, мы, например, можем согласовывать с государственными компаниями снижение или отказ от выплаты дивидендов и прочие пряники.

— Каковы риски компаний?

— Сложно сказать, кто больше пострадает, кто меньше, потому что выработанные месторождения есть у всех. Много лет говорят, что нужно переходить на НДД, потому что становится все меньше экономических стимулов разрабатывать старые месторождения, начинать новые. Когда Минфин предлагает отодвинуть льготы или урезать их, убрать, надо понимать, что с каждым годом выработанных месторождений будет становиться все больше, а значит, под удар будет попадать все большая доля российской добычи нефти. Важно видеть лес за деревьями, если и дальше говорить только о доходах бюджета здесь и сейчас, то через несколько лет будет спад добычи. Из-за сокращения льгот компании сегодня не будут инвестировать, а завтра мы не увидим добычи. Будет нечего брать, ни повышенные, ни пониженные налоги. Поэтому не надо увлекаться сиюминутными доходами. Надо сокращать дефицит бюджета, но задушить отдельные отрасли — это тоже не выход».

Ранее выработанные месторождения вынуждены были перейти на новый налог на дополнительный доход — НДД. Он был изначально придуман на замену НДПИ для стимулирования добычи на новых и зрелых месторождениях с высокими затратами. Идея заключается в том, чтобы, в отличие от НДПИ, взимать налог не с объема добычи нефти, а с финансового результата — выручки за вычетом расходов по ставке 50%. Вот что говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин:

«Мотивация Минфина одна — нужно наполнять бюджет. Больше [всего] это затронет «Татнефть», «Газпром нефть» и «Лукойл». Когда это делали во время пандемии, изменения были настолько чувствительные, что потом пришлось вводить льготы для этих компаний. В этот раз сложно сказать, как будет развиваться ситуация, но в целом для месторождений, для компаний это приведет к тому, что они будут меньше туда инвестировать, встанет вопрос, что какие-то скважины закроют. Конечно, это не приведет к падению добычи на 25%, вопрос, насколько будет действовать это налоговое изменение, может быть, его продлят через три года. Компании должны получить заверения от Минфина, от правительства, чтобы им понимать планы действий на этих месторождениях. Тогда уже можно будет говорить об эффекте для совокупной добычи».

За пять месяцев 2023 года нефтегазовые доходы российских компаний сократились на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а дефицит бюджета составляет 3 трлн рублей.

Источник: BFM.RU, 13.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики